По результатам камеральной налоговой проверки индивидуальный предприниматель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафов за неполную уплату ЕНВД

Налоговым органом установлено, что индивидуальным предпринимателем была занижена фактическая площадь стоянки для хранения транспортных средств при исчислении ЕНВД в результате исключения из общей площади автостоянки площадей, не занятых стояночными местами, а также проездов к данным местам.

Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Учитывая судебную практику, требование налогового органа правомерно, так как индивидуальный предприниматель при исчислении ЕНВД необоснованно исключил из общей площади автостоянки места, не занятые автомобилями, и подъезды к ним, поскольку автостоянка представляет собой единый комплекс для хранения транспортных средств.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Нормами пп. 4 п. 2 ст. 346.36 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).

В силу ст. 346.27 НК РФ платные стоянки - площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).

Согласно нормам ст. 346.27 НК РФ площадь стоянки - общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Минфин России в Письме от 25.05.2005 N 03-06-05-04/143 разъяснил, что отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов и полуприцепов к ним на автостоянках регулируются Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795 (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил автостоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.

Из п. 1 ст. 346.29 НК РФ следует, что объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога при оказании услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках используются физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)" и базовая доходность 50 руб. в месяц.

Поскольку для исчисления суммы единого налога при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках используется физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)", следовательно, индивидуальный предприниматель неправомерно не учитывал площадь мест на стоянке, не занятых транспортными средствами, а также подъезды к ним.

В Постановлении ФАС Московского округа от 24.07.2012 N А41-43637/11 суд, проанализировав положения Правил, пришел к выводу, что предоставление услуги по хранению автотранспортных средств предполагает и использование территории, предназначенной для въездов на автостоянку и выездов с нее. А доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе о неправомерности включения в величину физического показателя площади, не используемой под стояночные места для автотранспортных средств, были проверены нижестоящими судами и правомерно отклонены, так как используемая налогоплательщиком площадь представляет собой единый комплекс, предназначенный для оказания услуг по хранению автотранспортных средств и извлечения дохода от указанного вида деятельности.

В Постановлении ФАС Московского округа от 01.11.2011 N А41-14317/10, отклоняя заявленные требования, суд обоснованно отклонил доводы индивидуального предпринимателя о необходимости исключения из площади автостоянки площадей, занятых объектом незавершенного строительства, с учетом фактического использования данного объекта для хранения автомобилей.

Учитывая судебную практику, можно сделать вывод, что требование налогового органа правомерно. Индивидуальный предприниматель необоснованно исключил из общей площади автостоянки места, не занятые автомобилями, и подъезды к ним, поскольку автостоянка представляет собой единый комплекс для хранения транспортных средств.

И. Г.Кузнецова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.11.2012