Учреждение-арендодатель
(Возчиков М.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 46)
Текст документа
УЧРЕЖДЕНИЕ-АРЕНДОДАТЕЛЬ
М. ВОЗЧИКОВ
Михаил Возчиков, генеральный директор юридической фирмы ЗАО "АКБ-Мост" (г. Екатеринбург).
Вопрос о пределах осуществления государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав в отношении закрепленного за ними имущества длительное время был предметом полемики, и ряд вопросов не нашел однозначного разрешения и поныне.
Ограничение для учреждений
Статья 296 ГК РФ поясняет понятие "право оперативного управления".
В соответствии с ней учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования, распоряжения. Пределы осуществления указанных прав могут быть установлены:
- законом;
- целями деятельности учреждения;
- заданиями собственника;
- назначением имущества.
При этом собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Однако в ст. 298 ГК РФ законодатель устанавливает одно из ограничений, относящихся к учреждениям: "Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете" (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Представляется, что приведенную норму ст. 298 ГК РФ следует считать "продолжением" ст. 296 ГК РФ, т. е. определяющей еще один элемент содержания права оперативного управления учреждений.
Необходимость выделения данной нормы в отдельную статью могла быть продиктована правилами юридической техники. Судя по содержанию ст. 296, 297, 298 ГК РФ, нормы ст. 297, 298 ГК РФ вынесены в отдельные статьи лишь потому, что необходимо было обособить друг от друга содержание права оперативного управления казенного предприятия и учреждения, поскольку они существенно отличаются друг от друга.
В связи с этим, по нашему мнению, понятие "право оперативного управления учреждения" регулируется ст. 296, 298 ГК РФ (а казенного предприятия - ст. 296, 297 ГК РФ). Подтверждает данную позицию и то, что нормы ст. 296, 298 находятся в одной главе ГК РФ (глава 19 "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления").
Если изложенный выше вывод верен, то содержание права оперативного управления учреждения предусматривает возможность владения и пользования имуществом, переданным в оперативное управление. При этом указанные права могут быть ограничены способами, установленными в ст. 296 ГК РФ. Права распоряжения учреждением, переданным ему в оперативное управление имуществом, и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете, п. 1 ст. 298 ГК РФ не предусматривает. Более того, норма п. 1 ст. 298 ГК РФ является императивной.
Общее и специальное
В ГК РФ и Законе РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" имеются нормы, которые могут быть основанием для того, чтобы взглянуть на данный вопрос по-другому.
В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ "особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами".
Согласно ст. 608 ГК РФ "право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду", а в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" "образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества".
Возникает сложный вопрос о соотношении приведенных норм. Как уже было сказано выше, п. 1 ст. 298 ГК РФ сформулирован в виде императивной нормы, не допускающей каких-либо изъятий. Вместе с тем п. 3 ст. 120 ГК РФ предусматривает возможность установления "законом и иными правовыми актами... особенностей правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений".
Не вызывает сомнений, что права юридического лица на закрепленное за ним имущество являются одним из элементов его правового положения (п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица называет необходимость наличия "в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленного имущества").
Более того, в самой ст. 120 ГК РФ (п. 1) говорится о праве на закрепленное за учреждением имущество как об одной из характеристик правового положения учреждения. При этом для определения вида этого права п. 3 ст. 120 ГК РФ отсылает к ст. 296 ГК РФ.
Иными словами, комплексно взглянув на нормы п. 3 ст. 120, п. 1 ст. 296 и п. 1 ст. 298 ГК РФ, можно предположить, что п. 3 ст. 120 ГК РФ допускает установление законом каких-либо особенностей содержания права оперативного управления для отдельных видов государственных и муниципальных учреждений. Закон РФ "Об образовании" является одним из законов, определяющих особенности правового положения государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе особенности содержания права оперативного управления этих учреждений в виде предоставления права самостоятельно выступать арендодателем.
Аргументы практики
Изложенная позиция предусматривает наличие определенных допусков и является дискуссионной. Обратимся к судебной практике по данному вопросу.
При рассмотрении дел о праве государственных образовательных учреждений на передачу в аренду имущества, закрепленного за этими образовательными учреждениями на праве оперативного управления, арбитражные суды кассационной и надзорной инстанций признавали право государственного образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя такого имущества. Однако при этом правовым основанием для такого вывода послужили:
- в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.99 N 2943/99 - ст. 296, 608 ГК РФ, п. 11 ст. 39, п. 1, 2 ст. 47 Закона РФ "Об образовании";
- в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 2502/05 - ст. 608, ГК РФ, п. 11 ст. 39 Закона РФ "Об образовании";
- в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.01.2002 N Ф09-2580/01-ГК - ст. 296, 608 ГК РФ, п. 11 ст. 39 Закона РФ "Об образовании";
- в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2003 N А56-672/03 - ст. 296, 608 ГК РФ, п. 11 ст. 39 Закона РФ "Об образовании".
Суды в указанных случаях не прибегали к ст. 120, 298 ГК РФ. При обращении к ГК РФ судами использовалась иная "связка" норм: ст. 296, 608 ГК РФ. Возможно, при рассмотрении данных дел суды предпочли статье 298 ГК РФ статью 608 ГК РФ, придя к выводу, что норма ст. 608 ГК РФ имеет приоритет перед ст. 298 ГК РФ, что небесспорно.
По нашему мнению, ст. 608 ГК РФ не может устанавливать особенности содержания вещных прав (или определять порядок их установления), поскольку предметом регулирования норм ст. 608 ГК РФ являются обязательственные отношения, возникающие при заключении договора аренды.
В заключение отметим, что какой бы ни была логика приведенных судебных актов, при оценке вопроса о праве государственных и муниципальных образовательных учреждений на передачу в аренду имущества не стоит игнорировать п. 1 ст. 298 ГК РФ. Участникам гражданского оборота будет проще, а спорных ситуаций - меньше, если суд напрямую выскажется о значении п. 1 ст. 298 ГК РФ в регулировании права государственных и муниципальных образовательных учреждений выступать арендодателями имущества.
Название документа