Организация - участник внешнеэкономической деятельности в марте 2008 г. ввезла на территорию России партию товара для коммерческого использования, провела его таможенное оформление в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, уплатила все необходимые таможенные платежи. В связи с реорганизацией юридического лица путем присоединения, а также переездом, произошедшим в декабре 2010 г., некоторые документы были безвозвратно утеряны. В 2012 г. в отношении организации таможенным органом проведен таможенный контроль, по результатам которого у таможни появились основания утверждать, что организацией таможенные платежи уплачены не в полном объеме, и он планирует довзыскать их принудительно. Намереваясь обжаловать указанные действия, организация в октябре 2012 г. обратилась в таможенный орган с запросом о представлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей. Таможня предоставила информацию за три года с момента запроса, в предоставлении информации за 2008 г. отказано. Правомерен ли отказ таможенного органа?
Ответ: В том случае, если организация обратилась в октябре 2012 г. в таможенный орган с запросом о представлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, таможенный орган обязан выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующих этому требованию. Учитывая, что указанный срок ограничивается периодом с октября 2012 г. по октябрь 2009 г., отказ таможенного органа в предоставлении информации за 2008 г. является правомерным.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 80 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС.
Согласно ч. 2 ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в ст. 116 Закона N 311-ФЗ.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 117 Закона N 311-ФЗ по требованию плательщика таможенных пошлин, налогов, а также лиц, указанных в ч. 1 ст. 119, ч. 5 ст. 168 Закона N 311-ФЗ, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующих этому требованию. Форма подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ФТС России от 23.12.2010 N 2554 утверждена форма подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, в том случае, если организация обратилась в октябре 2012 г. в таможенный орган с запросом о представлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, таможенный орган обязан выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующих этому требованию. Учитывая, что указанный срок ограничивается периодом с октября 2012 г. по октябрь 2009 г., отказ таможенного органа в предоставлении информации за 2008 г. является правомерным.
П. А.Лесников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
28.11.2012