Пунктом 4 ст. 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации направляется налоговым органом в банк в электронной форме. При этом срок направления названного решения в отличие от решения об отмене такого приостановления (не позднее дня, следующего за днем его принятия) НК РФ не установлен. Означает ли это, что налоговый орган вправе вообще не направлять в банк решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации?

Ответ: Инспекция вправе не направлять в банк решение о приостановлении операций по счетам организации. В то же время налоговый орган заинтересован не только в принятии данного решения, но и в передаче его в банк в кратчайшие сроки, так как приостановление операций по счетам налогоплательщика позволяет ИФНС России в полной мере реализовать свое право на взыскание недоимки, а также обеспечить представление налогоплательщиком налоговых деклараций.

Обоснование: Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении операций по счетам в банке может также приниматься в случае непредставления организацией налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 1 ст. 72, п. п. 1, 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 4 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам направляется в банк в электронном виде.

Приостановка операций по расчетным счетам налогоплательщика осуществляется с момента получения банком решения налоговой инспекции и действует до момента получения банком решения инспекции об отмене приостановления операций по счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ, п. 3.7 Положения о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденного Банком России 29.12.2010 N 365-П).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика является правом, а не обязанностью налогового органа (пп. 5 п. 1 ст. 31, ст. 32 НК РФ). Вместе с тем налоговый орган заинтересован в реализации такого права, поскольку ненаправление в банк решения о приостановлении операций в отдельных случаях может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о взыскании налога. Так, ИФНС России не сможет взыскать недоимку за счет иного имущества налогоплательщика, пока не удостоверится в отсутствии или недостаточности денежных средств на всех известных счетах организации. В свою очередь, направление решения о приостановке позволит ИФНС России узнать остатки на счетах, ведь банк, получивший решение, обязан сообщить эти сведения (п. 5 ст. 76 НК РФ, п. 11 Письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, п. п. 54, 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Кроме того, если налогоплательщик не представит декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока, принятие налоговым органом и направление решения о приостановлении операций по счетам стимулирует налогоплательщика к исполнению этой обязанности (п. 1.5 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).

Учитывая изложенное, считаем, что, несмотря на отсутствие в НК РФ обязательного требования о вынесении решения о приостановке операций по счетам, а также установленных сроков для передачи решения в банк, налоговый орган заинтересован как в применении данной обеспечительной меры, так и в передаче своего решения в банк в кратчайшие сроки. Это подтверждают вышеуказанные Письма налоговой службы.

М. Ю.Гриня

Издательство "Главная книга"

07.05.2014