Организация заключила контракт с китайской организацией на поставку оборудования. Согласно контракту цена товара установлена в долларах США, расчет с поставщиком также производился в долларах США. Организацией осуществлено таможенное декларирование иностранного товара. При таможенном декларировании товара (при заполнении декларации на товары, декларации таможенной стоимости) организацией неверно указана валюта - евро вместо доллара США. Таможенным органом ошибка не выявлена, товар выпущен в свободное обращение. После выпуска товара организация обнаружила допущенную ошибку, которая в связи с различными курсами евро и доллара США к рублю привела к тому, что организация указала завышенную таможенную стоимость товара и уплатила таможенные платежи в большей сумме. Что можно предпринять организации в указанном случае?

Ответ: Если не истек трехгодичный срок с момента выпуска товара, организация может обратиться в таможенный орган с заявлением в произвольной форме о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров, в котором необходимо указать обоснование необходимости такой корректировки, регистрационный номер декларации на товары. К заявлению необходимо приложить ДТС и КТС, а также документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения (в данном случае это копии контракта, инвойсов, платежных документов, в которых указана валюта - евро).

При согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров для осуществления возврата излишне уплаченных таможенных платежей организации необходимо обратиться в таможенный орган, в котором произведено декларирование товара, с заявлением по установленной форме с приложением необходимых документов.

При этом документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей, является КТС, имеющая проставленные таможенными органами соответствующие отметки и записи.

Обоснование: Согласно ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2), заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 4).

Единые правила определения таможенной стоимости товаров, заявленных к таможенному оформлению после 30.06.2010, установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).

Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения (п. 1), таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 3). В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.

На основании ст. 66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право на осуществление контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со ст. 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Согласно п. 1 ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Основания для корректировки таможенной стоимости и порядок корректировки таможенной стоимости регламентированы ТК ТС, Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", Приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272 "Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров".

Пунктом 2 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), установлено следующее:

корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:

- по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;

- по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя), в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (ст. 68 ТК ТС).

В соответствии с п. п. 10 - 12 Порядка установлены следующие процедуры корректировки таможенной стоимости по обращению декларанта:

если корректировка заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется по обращению декларанта (таможенного представителя), обязанность представления в таможенный орган ДТС и КТС, а также документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), возлагается на декларанта (таможенного представителя). Одновременно с обращением декларанта (таможенного представителя) представляются электронные копии ДТС и КТС.

Обращение декларанта (таможенного представителя) о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров (далее - обращение) составляется в произвольной форме, с обоснованием необходимости такой корректировки, указанием регистрационного номера декларации на товары и перечня прилагаемых документов.

Обращение не принимается к рассмотрению в случаях, если:

1) декларант (таможенный представитель) обратился в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного ст. 99 ТК ТС;

2) декларантом (таможенным представителем) не выполнены требования п. 10 Порядка.

Таможенный орган, рассматривающий обращение, вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, а также устанавливать срок их представления в соответствии с порядком и сроками, установленными в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.

Решение по обращению, принимаемое таможенным органом:

- при согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС;

- при несогласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем уведомления в письменной форме декларанта (таможенного представителя) о несоблюдении декларантом (таможенным представителем) требований таможенного законодательства Таможенного союза с указанием причин несогласия.

Таким образом, если не истек установленный ст. 99 ТК ТС трехгодичный срок с момента выпуска товара, организация может обратиться в таможенный орган с заявлением в произвольной форме о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров, в котором необходимо указать обоснование необходимости такой корректировки, регистрационный номер декларации на товары. К заявлению необходимо приложить ДТС и КТС, а также документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения (в данном случае это копии контракта, инвойсов, платежных документов, в которых указана валюта - евро).

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

В ч. 5 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливается обязанность таможенного органа уведомить плательщика об уплате излишних таможенных пошлин, налогов не позднее одного месяца с момента обнаружения данного факта.

Согласно ч. 1 ст. 147 Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в ч. 2 ст. 147 Федерального закона:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в ч. 4 - 7 ст. 122 Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

При этом документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, является корректировка таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и иных денежных средств, налогов утверждена Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520.

Таким образом, при согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной организацией, для осуществления возврата излишне уплаченных таможенных платежей организации необходимо обратиться с таможенный орган, в котором произведено декларирование товара, с заявлением по установленной форме с приложением необходимых документов.

П. А.Лесников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

23.11.2012