Организация А по просьбе организации Б оказала последней благотворительную помощь и планирует разместить на своем сайте информацию об этом, в частности указать наименование организации Б и ее ИНН. Правомерно ли размещение такой информации? Нужно ли получить письменное согласие организации Б на размещение информации о ней на сайте?
Ответ: Отсутствуют правовые основания говорить о неправомерности размещения такой информации и необходимости получать письменное согласие организации Б на размещение информации о ней на сайте организации А.
Обоснование: В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Исходя из ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах, поименованных в Законе N 135-ФЗ; благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
На основании п. 1 ст. 6 Закона N 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
При этом по смыслу вопроса организация А благотворительной организацией не является.
При этом на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из п. п. 6 и 7 указанной статьи, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 указанной статьи).
Исходя из вышеизложенного размещение организацией А информации о благотворительной деятельности на своем собственном интернет-сайте не отвечает признакам рекламы, так как из нее не следует, что она направлена неопределенному кругу лиц и призвана формировать либо поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам, способствовать их продвижению на рынке.
Кроме того, рассматриваемая информация не является и социальной рекламой, поскольку отсутствует признак направленности на достижение благотворительных и иных общественных целей, а также обеспечение интересов государства.
В связи с вышеизложенным отсутствуют основания говорить о неправомерности размещения такой информации и необходимости получать письменное согласие организации Б на размещение информации о ней на сайте организации А.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
25.06.2014