Для доставки импортируемого из Европы товара организация заключила с российским перевозчиком договор перевозки, согласно которому перевозчик осуществляет доставку груза из Европы до местонахождения организации на территории РФ (от склада иностранного поставщика автотранспортом до морского порта в Германии, далее морским судном до порта в г. Санкт-Петербурге, где груз растаможивается, затем автомобильным транспортом до склада организации). При этом перевозчик делит стоимость оказанных услуг на две части - доставку груза до таможни (НДС 0%) и транспортировку по территории РФ (НДС 18%). Правомерно ли перевозчик в рамках одного договора перевозки грузов облагает услугу по разным ставкам НДС? Не возникает ли для организации риска при принятии к вычету НДС по ставке 18%?

Ответ: Если договор перевозки предусматривает, что один перевозчик осуществляет доставку импортируемого товара от иностранного поставщика до места нахождения организации на территории РФ, такая перевозка является международной и услуги по перевозке должны облагаться НДС по ставке 0%. Если организация-грузополучатель примет к вычету предъявленный перевозчиком НДС по ставке 18% в части стоимости транспортировки по территории РФ, велика вероятность того, что налоговый орган признает вычет неправомерным.

Обоснование: Реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Местом реализации услуг признается территория РФ, если услуги по перевозке оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Перевозка товаров по территории РФ облагается НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

При этом налогоплательщик не может по своему усмотрению изменять установленную НК РФ ставку НДС (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07 и от 04.04.2006 N 15865/05).

Минфин России разъяснил, что под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором (п. 1 Письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72). Эти разъяснения ФНС России направила для использования в работе в территориальные налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@). При этом, по мнению Минфина России, если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта и несколькими перевозчиками, то в отношении перевозки по территории РФ нулевая ставка не применяется.

Поэтому, если руководствоваться позицией Минфина России, стоимость перевозки из Европы до места нахождения организации в РФ хотя и разными видами транспорта, но одним перевозчиком облагается НДС по ставке 0% по всему маршруту. Соответственно, при принятии организацией к вычету НДС по ставке 18% в части стоимости транспортировки по территории РФ велика вероятность того, что налоговый орган признает такой вычет неправомерным.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

07.05.2014