Поступившая 05.10.2012 в территориальный орган ФАС России жалоба организации - участника конкурса на действия конкурсной комиссии передана в другой территориальный орган по подведомственности и зарегистрирована последним (копия направлена по факсу) 08.10.2012. В ходе проверки жалобы на соответствие установленным требованиям в этот же день территориальный орган посчитал, что жалоба подлежит возврату заявителю в связи с нарушением установленного срока (по его истечении) ее подачи (протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе был размещен на официальном сайте 25.09.2012). Правомерна ли позиция антимонопольного органа?
Ответ: Позиция антимонопольного органа неправомерна, поскольку днем поступления жалобы следует считать 05.10.2012, следовательно, требование о соблюдении срока ее подачи соблюдено.
Обоснование: В силу ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся.
По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из анализа указанных норм следует, что на порядок исчисления срока, указанного в ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ, правомерно распространять положения ГК РФ об исчислении сроков. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что первоначально жалоба организации - участника конкурса на действия конкурсной комиссии была подана в срок, в последний его день (начало течения срока приходится на 26.09.2012, окончание - на 05.10.2012).
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент). Регламент вступил в силу 09.09.2012.
Как предусматривает п. 1.2 Регламента, указанный документ определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России и ее территориальных органов и порядок взаимодействия между ними при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 1.3 Регламента исполнение государственной функции осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами.
Как следует из п. 3.12 Регламента, в случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе (за исключением п. 3.14 Регламента), такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган, при этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы.
Оригинал жалобы, а также все имеющиеся приложения направляются в ФАС России или соответствующий территориальный орган по почте.
В силу п. 2.15 Регламента контролирующий орган рассматривает жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы, а также осуществляет иные действия, связанные с рассмотрением жалобы, в сроки, предусмотренные Законом N 94-ФЗ.
Датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контролирующем органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству (п. 2.16 Регламента).
Следует отметить, что на основании п. 3.1 Регламента исполнение контролирующим органом государственной функции включает в себя такие административные процедуры, как предварительное рассмотрение жалобы, рассмотрение жалобы по существу, техническое завершение рассмотрения жалобы.
При этом в соответствии с п. 3.17 Регламента решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случаях, установленных ч. 2, 2.1 ст. 57, ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ. В решении должна быть указана причина возвращения жалобы.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если жалоба подана по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ, то есть в данном случае - по истечении десятидневного срока.
В рассматриваемой ситуации территориальный орган ФАС России, получивший 08.10.2012 жалобу по подведомственности, посчитав, что она подана за пределами срока, установленного для ее подачи, не учел п. 3.20 Регламента, в соответствии с которым, в случае если жалоба передана в контролирующий орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день поступления жалобы в контролирующий орган, в который такая жалоба была подана участником размещения заказа изначально.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации днем поступления жалобы следует считать 05.10.2012, а позицию антимонопольного органа неправомерной.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
22.11.2012