Государственный заказчик в конкурсной документации на право заключения государственного контракта на поэтапное выполнение проектных работ установил требование к содержанию заявки на участие в конкурсе об обязательном указании в ней расчета цены этапов выполнения контракта. Участник размещения заказа в соответствии с установленными документацией сроком и формой (за исключением соблюдения требования об указании предлагаемой стоимости этапов выполнения контракта) подал заявку на участие в конкурсе. Правомерен ли отказ конкурсной комиссии в допуске заявки в связи с несоблюдением указанного требования?

Ответ: Отказ конкурсной комиссии в допуске заявки на участие в конкурсе в связи с несоблюдением требования к содержанию заявки на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации, об обязательном указании в заявке расчета цены этапов выполнения контракта следует признать неправомерным.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

На основании ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать представление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

Исходя из ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа представление оригиналов документов. Согласно ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления документов, определенных в том числе ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.

При этом, как видно из анализа содержания ст. 25 Закона N 94-ФЗ, участник размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе указывает лишь предлагаемую им цену контракта, а не расчет стоимости этапов выполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

В совместном Письме Минэкономразвития России от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, ФАС России от 18.08.2009 N ИА/27690 разъясняется, что в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ цена заключаемого контракта, в том числе контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту, определяется именно по итогам проведения торгов.

При этом, в случае если контрактом предусмотрено несколько этапов его исполнения, заказчик в конкурсной документации не вправе устанавливать требование о представлении участниками размещения заказа в составе заявки расчета цены контракта (этапов выполнения контракта). Участник размещения заказа в составе заявки указывает только предлагаемую им цену контракта без указания стоимости этапов выполнения контракта.

Аналогичные разъяснения даны Минэкономразвития России в Письмах от 22.12.2010 N Д22-2297 и от 13.11.2010 N Д22-2013.

Таким образом, отказ конкурсной комиссии в допуске заявки на участие в конкурсе в связи с несоблюдением требования к содержанию заявки на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации, об обязательном указании в заявке расчета цены этапов выполнения контракта следует признать неправомерным.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

22.11.2012