Решение о проведении выездной налоговой проверки за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 было вынесено налоговым органом 15.01.2012, по результатам которой организации начислены пени за несвоевременное перечисление удержанных сумм НДФЛ за 2008 г., так как недоимка образовалась по состоянию на 01.01.2009
Правомерно ли решение налогового органа?
Ответ: Решение налогового органа является неправомерным, поскольку в данном случае налоговый орган не имел права проверять своевременность перечисления сумм удержанного НДФЛ в бюджет за 2008 г. (до проверяемого периода) в рамках выездной проверки за период с 01.01.2009 по 31.12.2010. Указанный вывод подтверждается в Постановлении Президиума ВАС РФ.
Обоснование: Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 НК РФ.
На основании п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные в ст. 75 НК РФ, распространяются также на налоговых агентов.
Таким образом, для того, чтобы обосновать правомерность начисления пеней, налоговый орган должен подтвердить факт несвоевременного перечисления сумм удержанного НДФЛ в бюджет.
Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.
Следовательно, поскольку в данном случае налоговый орган не имел права проверять своевременность перечисления удержанного из выплат физическим лицам НДФЛ в бюджет за 2008 г. (до проверяемого периода) в рамках выездной проверки за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, начисление по результатам данной проверки пеней за несвоевременную уплату НДФЛ является неправомерным.
Указанный вывод подтверждается в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 17259/11 по делу N А56-19155/2010, ФАС Поволжского округа от 18.09.2009 N А57-15354/2008, ФАС Центрального округа от 27.01.2012 N А64-4812/2011.
П. Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
22.11.2012