Организация-производитель регулярно пользуется услугами типографии (печать прайс-листов). При оплате наличными выдаются следующие документы: кассовый чек и товарный чек, в котором указано "Тиражирование бланков" без указания количества листов (только итоговая сумма в рублях). Можно ли на услуги тиражирования выдавать товарный чек вместо акта? Примет ли такие документы налоговая инспекция в качестве подтверждающих расходы в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: Расходы организации-производителя на типографские услуги (печать прайс-листов), приобретенные подотчетным лицом за наличный расчет, подтвержденные кассовым и товарным чеками, могут учитываться в целях исчисления налога на прибыль. Отсутствие акта, составленного между организацией и типографской организацией, на наш взгляд, не влияет на данный вывод. При этом то обстоятельство, что в товарном чеке указано "Тиражирование бланков" без указания количества листов (только итоговая сумма в рублях), не имеет значения в данном случае.
Обоснование: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Следовательно, расходы на оплату услуг типографии могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/1/531).
Также в зависимости от содержания и назначения прайс-листов возможен учет расходов на их изготовление в качестве рекламных (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Как указано в п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П, для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22, кассовые чеки признаются для целей налогового учета первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг).
В Письме от 08.05.2007 N 03-11-05/99 Минфин России пришел к выводу, что при покупке товаров за наличный расчет в целях их дальнейшей перепродажи индивидуальный предприниматель должен иметь подтверждающие документы, содержащие наименование купленного товара и его стоимость. По мнению Минфина России, такими документами могут являться товарные и кассовые чеки.
Данный подход Минфина России, по нашему мнению, подлежит применению по аналогии и организацией, применяющей общую систему налогообложения.
Учитывая приведенные разъяснения Минфина России, расходы организации на типографские услуги (печать прайс-листов), приобретенные подотчетным лицом за наличный расчет, подтвержденные кассовым и товарным чеками, могут учитываться в целях налогообложения прибыли. Отсутствие акта, составленного между организацией и типографской организацией, на наш взгляд, не влияет на данный вывод. При этом то обстоятельство, что в товарном чеке указано "Тиражирование бланков" без указания количества листов (только итоговая сумма в рублях), не имеет значения в данном случае.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
22.11.2012