В ходе выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа, осуществляющее проверку, вынесло постановление о производстве выемки подлинников первичных документов налогоплательщика. Обязан ли налогоплательщик исполнять данное постановление, если в нем не указаны мотивы возможного уничтожения, сокрытия, исправления или замены налогоплательщиком данных подлинников?

Ответ: Налогоплательщик не обязан исполнять постановление о производстве выемки подлинников первичных документов, если в нем не указаны мотивы возможного уничтожения, сокрытия, исправления или замены налогоплательщиком данных подлинников.

Обоснование: В силу пп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

В соответствии с п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Согласно п. 4 ст. 94 НК РФ должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

В силу п. 8 ст. 94 НК РФ в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном данной статьей.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия (абз. 2 п. 8 ст. 94 НК РФ).

Форма постановления о производстве выемки документов и предметов приведена в Приложении N 7 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Как следует из утвержденной формы, постановление о производстве выемки документов и предметов обязательно должно включать изложение обстоятельств, послуживших основанием для производства выемки документов и предметов (мотивов производства выемки).

Учитывая данное обстоятельство, а также то, что в п. 8 ст. 94 НК РФ право должностного лица налогового органа изъять подлинники документов поставлено в зависимость от наличия достаточных оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, следует заключить, что постановление о производстве выемки подлинников первичных документов налогоплательщика, в котором не указаны мотивы возможного уничтожения, сокрытия, исправления или замены налогоплательщиком данных подлинников, неправомерно и налогоплательщик не обязан его исполнять.

Правомерность подобных выводов подтверждается судебным решением.

В Постановлении ФАС Московского округа от 12.10.2012 N А40-15826/12-121-144 указано, что ни в обжалуемых судебных актах, ни в материалах дела не содержится доказательств наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены обществом подлинников документов.

В постановлении о выемке документов также не указаны мотивы их возможного уничтожения, сокрытия, исправления, изменения или замены.

При таких обстоятельствах выводы судов о законности действий инспекции по выемке и изъятию документов не соответствуют законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Е. Ю.Герасимова

ООО "Инвестиционно-консалтинговый центр"

20.11.2012