В проверяемый период с 01.09.2008 по 31.12.2009 ОАО имело в собственности 27 автотранспортных средств, из которых 20 единиц - КамАЗы, используемые в деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, остальные семь транспортных средств использовались для хозяйственных нужд, что подтверждается документально
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении субъектов, имеющих на праве собственности не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Налоговый орган сделал вывод, что ЕНВД не вправе применять хозяйствующие субъекты, имеющие более 20 грузовых автомобилей, независимо от предназначения этих автомобилей (для оказания услуг по перевозке грузов или для иных целей).
Согласно Письмам Минфина России (от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106, от 02.02.2010 N 03-11-11/24, от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108, от 10.05.2012 N 03-11-11/148) к указанным автотранспортным средствам не относятся автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке грузов, например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта.
ОАО обратилось с апелляционной жалобой к УФНС России по субъекту РФ. Вышестоящий налоговый орган в своем решении указал, что главным критерием для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД является количество автотранспортных средств, находящихся в собственности, а не та часть принадлежащих ОАО автомобилей, которая предназначена и используется для перевозки грузов. УФНС России по субъекту РФ в качестве обоснования собственной позиции ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 295-О-О.
Позиция Минфина России, высказанная в Письмах от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108 и от 10.05.2012 N 03-11-11/148, не противоречит вышеуказанному Определению и ныне действующей норме пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Правомерно ли в целях применения ЕНВД не учитывать в общем количестве автотранспортных средств транспортные средства, используемые для хозяйственных нужд?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19535@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" редакция пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса была изменена.
Применение данного специального режима налогообложения законодатель связал не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства.
На это обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, отметив в Определении от 25.02.2010 N 295-О-О, что законодатель принципиально изменил подход к учету транспортных средств, следствием чего явились облегчение их подсчета и оптимизация налогового контроля в данной сфере.
Таким образом, определяющим критерием для перевода налогоплательщика на систему налогообложения в виде ЕНВД является количество транспортных средств, изначально находящихся у него в наличии.
Согласно норме Кодекса данное количество транспортных средств не может превышать 20 единиц.
Статьей 346.27 Кодекса транспортные средства определены как автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Как разъяснил Минфин России в Письме от 23.10.2012 N 03-11-09/79, направленном в адрес ФНС России на запрос от 05.10.2012 N ЕД-4-3/16760, при решении вопроса о возможности перехода (перевода) организации или индивидуального предпринимателя на систему налогообложения в виде ЕНВД должны учитываться автобусы, легковые и грузовые автомобили, принадлежащие им на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
В целях перехода на ЕНВД учитываются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т. п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).
При этом не учитываются автотранспортные средства, переданные в пользование другим организациям или индивидуальным предпринимателям во временное владение и пользование или во временное пользование по договорам аренды, заключаемым в соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Позиция ФНС России по затронутому вопросу согласуется с позицией Минфина России.
Что касается Определения ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6115/09, на которое Вы ссылаетесь в своем обращении, то следует отметить, что ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10532/08-С3, которым определено, что организацией при применении ЕНВД и исчислении единого налога правомерно исключены из общего количества транспортных средств единицы техники, переданные ей как собственником по договору аренды другому лицу.
В этой связи следует отметить, что изложенная выше позиция Минфина России и ФНС России по вопросу применения ЕНВД и исчисления единого налога налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, не противоречит позиции ВАС РФ, высказанной в данном Определении.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. В.ЕГОРОВ
20.11.2012