Строительная техника, используемая организацией в качестве средства труда для выполнения работ, устарела (выпущена в 1970-х гг.). Устаревшая техника часто нуждается в дорогостоящем ремонте, что подтверждается исследованными договорами и актами на ремонт техники

При таких обстоятельствах обязан ли налогоплательщик создать резерв на предстоящий ремонт основных средств в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Исходя из положений Налогового кодекса РФ, а также учитывая позицию официального органа (Минфина России) по данному вопросу, организация в целях исчисления налога на прибыль вправе создать резерв на предстоящий ремонт основных средств, но не обязана его создавать.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В силу п. 3 указанной статьи для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведения ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 324 НК РФ установлено, что в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.

Согласно п. 2 указанной статьи налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

Исходя из анализа указанных норм следует, что налогоплательщик имеет право для создания резервов на предстоящие ремонты основных средств, но НК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Данный вывод подтверждается позицией официального органа.

Минфин России в Письме от 19.10.2012 N 03-03-06/4/104 обращает внимание на то, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике способ учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств. Организация вправе, но не обязана создать резерв под предстоящие ремонты основных средств.

Е. В.Исакова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.11.2012