Индивидуальный предприниматель применяет ОСН, при этом имеет на балансе служебные автомобили, используемые в предпринимательской деятельности. Вправе ли индивидуальный предприниматель при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц учитывать в составе профессионального налогового вычета стоимость топлива, определенную на основе разработанных и утвержденных им норм расхода топлива, или индивидуальный предприниматель обязан нормировать данные расходы в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?

Ответ: При определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальный предприниматель не обязан нормировать расходы на ГСМ служебными автомобилями в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Предприниматель вправе самостоятельно разработать нормы расходов топлива для служебных автомобилей и для минимизации риска утвердить их соответствующим приказом.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на доходы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют предприниматели - по суммам доходов, полученным от предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 227 НК РФ), при этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта, в том числе и автомобильного. При этом НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов.

При этом Минфин России в своих разъяснениях регулярно указывает, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации (Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12). Как мы видим, Минфин России позволяет налогоплательщику учитывать указанные Методические рекомендации, а не ставит ему это в обязанность.

Однако следует отметить, что в своих более ранних разъяснениях контролирующие органы придерживались противоположной позиции и говорили о том, что налогоплательщик обязан учитывать расходы на приобретение ГСМ для служебных автомобилей в пределах установленных норм в соответствии с Методическими рекомендациями (Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253).

Однако, рассматривая противоположные позиции контролирующих органов, следует отметить, что суды в своих решениях указывают на то, что, поскольку нормирование расходов на приобретение ГСМ НК РФ не предусмотрено, а Методические рекомендации для налогоплательщиков, которые не являются транспортными организациями, носят рекомендательный характер, такие расходы могут учитываться в полном объеме при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу N А27-8757/2011 (Определением ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). При этом налогоплательщик вправе самостоятельно разработать нормы расходов на приобретение ГСМ и для минимизации риска утвердить их соответствующим приказом.

Таким образом, учитывая разъяснения контролирующих органов, а также мнения судов, при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальный предприниматель не обязан нормировать расходы на ГСМ служебными автомобилями в соответствии с Методическими рекомендациями. Предприниматель вправе самостоятельно разработать нормы расходов топлива для служебных автомобилей и для минимизации риска утвердить их соответствующим приказом.

Е. В.Пшеничная

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

07.05.2014