Работник государственного образовательного учреждения - преподаватель вуза наряду с трудовой преподавательской деятельностью в вузе осуществляет индивидуальную трудовую педагогическую деятельность (то есть деятельность, не связанную с трудовыми правоотношениями с вузом), а именно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, оказывает платные услуги репетиторства. Вправе ли вуз предоставить указанному лицу в аренду государственное имущество - помещение, закрепленное за вузом на праве оперативного управления, для осуществления им индивидуальной трудовой педагогической деятельности без проведения торгов?

Ответ: Законодательство РФ не предусматривает возможность приобретения прав аренды государственного имущества без торгов в отношении лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. Следовательно, вуз вправе предоставить преподавателю, осуществляющему индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, в аренду помещение, закрепленное за вузом на праве оперативного управления, только в случае проведения в установленном порядке торгов и признания указанного лица победителем в них.

Обоснование: На основании п. 1 ст. 48 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. п. 2, 11 ст. 39 Закона N 3266-1 объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в п. 3 указанной части государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Согласно п. 3 ч. 3 указанной статьи в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона о конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям.

Пунктом 1 ст. 12 Закона N 3266-1 предусмотрено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Из п. 2 указанной статьи следует, что образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, положения п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о конкуренции на физических лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, не распространяются.

Минэкономразвития России в Письме от 27.07.2011 N ОГ-Д22-638 также отмечает, что в отношении лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, ст. 17.1 Закона о конкуренции не предусмотрена возможность приобретения прав аренды государственного и муниципального имущества без торгов. При этом такие лица вправе арендовать государственное и муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности по результатам торгов.

В рассматриваемой ситуации проведение торгов должно осуществляться в соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о конкуренции и Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

19.11.2012