По результатам выездной налоговой проверки деятельности индивидуального предпринимателя налоговый орган начислил НДС

Индивидуальный предприниматель заключил договор аренды нежилого помещения для обустройства торгового места. Предприниматель, осуществляя розничную торговлю в палатках и на рынках, применял систему налогообложения в виде ЕНВД.

В связи с увеличением площади арендованного нежилого помещения в результате заключения дополнительного соглашения по увеличению арендуемой площади деятельность предпринимателя перестала удовлетворять условиям для применения ЕНВД. Индивидуальный предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на УСН.

Уведомлением налоговый орган сообщил о невозможности применения УСН, указав, что индивидуальный предприниматель не вправе перейти на УСН до окончания текущего года.

Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Действия налогового органа, заключающиеся в отказе в применении предпринимателем УСН до окончания текущего года, правомерны. В связи с тем что индивидуальный предприниматель добровольно увеличил площадь арендуемого имущества, он перестал быть плательщиком единого налога на вмененный доход и с указанного момента он становится обязанным уплачивать НДС.

Обоснование: Нормами абз. 1 п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу норм абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Абзац 12 ст. 346.27 НК РФ устанавливает, что розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Пункт 1 ст. 346.13 НК РФ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Нормами абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

В Постановлении ФАС Московского округа от 16.03.2012 N А41-36987/10 судами установлено, что имело место изменение физического показателя по собственному волеизъявлению налогоплательщика, заключившего дополнительное соглашение и увеличившего арендуемое помещение.

При таких обстоятельствах выводы судов о том, что действия налогового органа в связи с отказом в применении упрощенной системы налогообложения соответствуют нормам налогового законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

А. А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

19.11.2012