Формирование понятия "товарный знак" в российском законодательстве

(Закурдаева О. Ю.) ("Законодательство и экономика", 2006, N 11) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРНЫЙ ЗНАК" В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

О. Ю. ЗАКУРДАЕВА

О. Ю. Закурдаева, соискатель Белгородского государственного университета.

В последнее время в науке гражданского права все чаще поднимается вопрос правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу использования товарных знаков и знаков обслуживания. При этом наблюдается явно недостаточная урегулированность вышеназванных правоотношений. Большая часть проблем могла бы быть успешно разрешена при четком уяснении понятия "товарный знак", выявлении признаков товарного знака, его разновидностей, а также окончательном решении вопроса о четком разделении двух категорий (товарный знак и знак обслуживания), или, напротив, об их объединении. Прежде всего необходимо четкое формулирование понятия товарного знака. Российское право знает термины "товарный знак" и "знак обслуживания" достаточно давно. Так, Я. С. Розен четко указывает на момент возникновения рассматриваемого нами средства индивидуализации. Товарный знак был впервые легализован Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)" <1>. Указанный нормативно-правовой акт признавал товарными знаками всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев (например, клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т. п.). -------------------------------- <1> Розен Я. С. Товарные знаки. СПб., 1913. С. 3.

Значение понятия "товарный знак" не могло не претерпеть изменений в связи с приходом к власти других политических сил, совершенно иначе понимавших и относящихся к самому товару. 17 июля 1919 г. принимается Постановление ВСНХ "О товарных знаках государственных предприятий" <2>, а затем 10 ноября 1922 г. - Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках" <3>. В первом из названных документов под товарным знаком понималось не столько средство индивидуализации продукции, сколько способ идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено. В отличие от Постановления Декрет СНК служил для выделения определенной продукции из круга аналогов, выпускаемых как государственными, так и частными предприятиями. Декрет допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания, рисунки и т. п. Кроме того, он устанавливал обязанность регистрации товарных знаков, а также запрет на использование чужого знака. Позднее (12 февраля 1926 г.) положения Декрета конкретизировались Постановлением ВСНХ "О товарных знаках". -------------------------------- <2> СУ РСФСР. 1919. N 13. Ст. 332. <3> СУ РСФСР. 1922. N 79. Ст. 939.

Следующим этапом в развитии понятия товарного знака как средства индивидуализации, можно признать введение в оборот двух независимых категорий: товарных знаков и производственных марок. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. <4> предприятие-изготовитель обязано было маркировать продукцию не только знаком отличия (товарным), но и знаком, содержащим информацию о производителе товара (производственной маркой). -------------------------------- <4> Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. "О производственных марках и товарных знаках" // СЗ СССР. 1936. N 11. Ст. 93.

Несколько иначе стали воспринимать товарный знак в 60-х годах XX в. С принятием 15 мая 1962 г. Постановления Совета Министров СССР "О товарных знаках" стало возможно помещать данные знаки на продукцию в случае соответствующей регистрации идентификационного знака, который мог представлять собой словесное выражение, изобразительное, комбинированное и объемное обозначение. В этом же постановлении ограничивалось право использования в качестве товарного знака или его части определенных обозначений (наименований, рисунков, сокращений и т. д.). Например, запрещалось использование в товарных знаках государственных гербов. В дальнейшем в связи с утверждением в 1974 г. нового Положения о товарных знаках <5> отношения, связанные с их использованием, получили новое регулирование. Правда, названный документ в большей степени был посвящен различным ограничениям использования товарных знаков, что было связано с присоединением СССР к ряду международных соглашений и договоров. -------------------------------- <5> Положение Госкомизобретений СССР "О товарных знаках" // Сборник нормативных актов по изобретательству и рационализации. М., 1983. С. 232.

Таким образом, Россия пришла к принятию Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <6> с достаточно солидным багажом правовых наработок, которые порой весьма сильно противоречили друг другу. Вполне возможно, что именно эти противоречия помешали законодателю четко сформулировать понятие товарного знака, выделить его специфические признаки и отграничить от других сходных понятий, используемых в гражданском праве по отношению к средствам индивидуализации. -------------------------------- <6> Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.

В настоящее время товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак), как определено в ст. 1 Закона, - это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Н. М. Добрыдин указывает, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (существует равенство условий и последствий их регистрации) <7>. -------------------------------- <7> Добрыдин Н. М. Содержание права на товарный знак в соответствии с российским законодательством. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.

Однако данное утверждение представляется, как минимум, спорным. Если мы обратимся к преамбуле вышеназванного Закона, то заметим, что сам законодатель изначально разделяет два этих понятия: Закон призван регламентировать отношения, связанные не только с товарными знаками, но и знаками обслуживания. Но данного разграничения явно недостаточно, особенно в свете положений указанной выше ст. 1 Закона. Российское законодательство вполне может воспринять существующий опыт зарубежных государств, связывающих товарный знак исключительно с каким-либо продуктом, предназначенным для продажи, а знак обслуживания - с определенными услугами, предоставляемыми фирмой или физическим лицом. Например, в Законе о товарных знаках США даются различные определения для понятия "товарный знак" и "знак обслуживания". "Товарный знак" означает слово, наименование, символ, обозначение или их комбинацию, используемые лицом или в том случае, когда лицо имеет честные намерения использовать его в торговом обороте и ходатайствует о регистрации в Основном реестре, для идентификации и отличия его товаров, включая единственный в своем роде продукт, от товаров, производимых или продаваемых другими лицами, и обозначения источника происхождения товаров, даже если этот источник не является известным. "Знак обслуживания" означает слово, наименование, символ, обозначение или комбинацию, используемые лицом или в том случае, когда лицо имеет честные намерения использовать его в торговом обороте и ходатайствует о регистрации в Основном реестре для идентификации и отличия его услуг, включая и уникальные услуги, от услуг других лиц, а также для обозначения источника происхождения услуг, даже если такой источник не является известным <8>. -------------------------------- <8> Евдокимова М. В. Совершенствование российского законодательства по товарным знакам с учетом законодательства США и практики его применения. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 34.

Довольно близкой позиции придерживается В. В. Орлова. По ее мнению, товарные знаки предназначены для маркировки продукции, товаров, а знаки обслуживания - для индивидуализации услуг <9>. -------------------------------- <9> Орлова В. В. Соотношение прав на фирменное наименование и товарный знак. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 22.

Таким образом, формулировка понятия "товарный знак" должна быть конкретизирована в законе с соответствующим отграничением от "знака обслуживания". Исходя из этого можно вывести следующую правовую модель: товарный знак - это определенное обозначение, охраняемое нормами права и применяемое в качестве средства отграничения товаров юридических и физических лиц от аналогичных товаров других производителей.

------------------------------------------------------------------

Название документа