Управление (заказчик) заключило от имени муниципального образования муниципальный контракт на строительство здания со строительной организацией

Подлежат ли удовлетворению в суде требования управления о взыскании долга по такому контракту в размере сумм удорожания материалов, не предусмотренных сметой, и аванса, не освоенных ответчиком, если до подачи искового заявления указанный объект незавершенного строительства передан с баланса управления на баланс лица, не участвующего в данном деле (государственного заказчика)?

Ответ: Если объект незавершенного строительства передан с баланса управления (муниципального заказчика) на баланс лица, не участвующего в данном деле, данное управление утрачивает права кредитора по обязательствам, предусмотренным муниципальным контрактом, поскольку права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях. При этом требования прежнего заказчика о взыскании долга по муниципальному контракту удовлетворению не подлежат, поскольку он является ненадлежащей стороной.

Обоснование: Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 528 Гражданского кодекса РФ).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, определяются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ (ч. 2 указанной статьи).

В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, перечисленных в указанной норме, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 - 6.7 и 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

Частью 6.6 указанной статьи определено, что в случае перемены заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

В ст. 387 ГК РФ приведен открытый перечень обстоятельств, при наступлении которых и на основании закона права кредитора по обязательству переходят к другому лицу. Из положений абз. 6 указанной статьи следует, что права кредитора по обязательству переходят к другому лицу также и в случаях, предусмотренных законом, отличных от случаев, о которых идет речь в абз. 1 - 5 ст. 387 ГК РФ.

Таким образом, в случае передачи объекта незавершенного строительства с баланса управления на баланс лица, не участвующего в данном деле, такое управление утрачивает права кредитора по обязательствам, предусмотренным муниципальным контрактом. Принимая во внимание, что функции заказчика по контракту переданы другому лицу, требования управления, основанные на обязательстве по данному контракту, удовлетворению не подлежат, поскольку указанное управление является ненадлежащей стороной.

Аналогичные выводы отражены в судебной практике (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 20.01.2010 N Ф09-11127/09-С4 по делу N А50-11832/2009-Г11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 N 17АП-8877/2009-ГК по делу N А50-11832/2009).

Кроме того, следует иметь в виду, что в случае передачи объекта незавершенного строительства от муниципального заказчика государственному заказчику необходимо заключение дополнительного соглашения между муниципальным заказчиком, государственным заказчиком и подрядчиком об изменении стороны контракта (заказчика) и переходе прав и обязанностей по муниципальному контракту от муниципального заказчика к государственному заказчику. Такие разъяснения даны в Письме Минэкономразвития России от 05.06.2009 N Д05-2813.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в суде не подлежат удовлетворению требования управления о взыскании долга по указанному контракту.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

16.11.2012