Администрация муниципального образования (муниципальный заказчик) собирается заключать договор страхования ответственности за причинение вреда

Является ли обязательным размещение заказа на заключение такого договора с финансовой организацией в виде конкурса или аукциона в связи с исключением страхования ответственности из перечня финансовых услуг в ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"?

Ответ: С 06.01.2012 после исключения страхования ответственности из перечня финансовых услуг в ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) органы местного самоуправления при выборе способа размещения заказа на оказание услуг по страхованию ответственности обязаны соблюдать общие требования, установленные для муниципальных заказчиков положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). При условии соблюдения требований, установленных в ст. 42 или ст. 55 Закона N 94-ФЗ, такие заказы размещаются без проведения конкурса или аукциона - по результатам запроса котировок или у единственного исполнителя соответственно.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 931 Гражданского кодекса РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

В соответствии с п. п. 1, 4, 5 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.

До 06.01.2012 в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг в виде страхования ответственности.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 N 8732/11 указано, что ст. 18 Закона N 135-ФЗ, предписывая органам исполнительной власти осуществлять отбор финансовых организаций для оказания определенных финансовых услуг, включая страхование ответственности, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ, не исключает из числа этих положений ст. 55 Закона N 94-ФЗ, поэтому применение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ к договору страхования ответственности обоснованно.

Исходя из вышеизложенного до 06.01.2012 нормы о необходимости размещения заказа путем проведения конкурсов и аукционов распространялись на указанную ситуацию, в случае если стоимость договора превышала 100 тыс. руб.

Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 18 Закона N 135-ФЗ изложена в новой редакции (изменения вступили в силу с 06.01.2012). При этом страхование ответственности не поименовано в перечне услуг, договоры на оказание которых заключаются только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона.

Однако это не означает, что в настоящий момент на закупку указанных услуг не распространяются нормы Закона N 94-ФЗ при размещении заказа муниципальными заказчиками.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)).

Частью 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.

Размещение заказа путем запроса котировок или у единственного поставщика осуществляется, в частности, с учетом требований ст. ст. 42 и 55 Закона N 94-ФЗ соответственно.

В силу ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 06.01.2012 с муниципального заказчика не снимается обязанность по проведению конкурса или аукциона при приобретении услуг страхования ответственности, при этом без проведения торгов путем запроса котировок, у единственного исполнителя данное размещение заказа может осуществляться, только если выполняются требования ч. 2 и 3 ст. 42 или ст. 55 Закона N 94-ФЗ соответственно.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.11.2012