Администрация муниципального образования (казенное учреждение) выдала организации разрешение на строительство объектов

После, обнаружив, что у администрации не имелось правовых оснований для выдачи организации разрешения на строительство в установленном порядке, поскольку у последней отсутствовал правоустанавливающий документ на земельный участок, предусматривающий использование земельного участка для строительства, она издала постановление об отмене разрешения на строительство.

Организация считает недействительным названное постановление администрации, так как оно является незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обоснованна ли позиция организации?

Ответ: Позиция организации необоснованна, так как в рассматриваемой ситуации выдача администрацией муниципального образования разрешения на строительство фактически была осуществлена при отсутствии у организации правоустанавливающего документа на земельный участок, что является нарушением, а значит, администрация вправе была издать постановление об отмене разрешения на строительство.

Обоснование: В соответствии с ч. 1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 51 ГрК РФ и другими федеральными законами.

Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения застройщику осуществляется на основании направленного им заявления о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган местного самоуправления (в том числе через многофункциональный центр), к которому прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых указан в рассматриваемой статье, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из вышеизложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Издание постановления об отмене разрешения на строительство в рассматриваемой ситуации не может быть признано нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку выдача администрацией муниципального образования разрешения на строительство фактически была осуществлена при отсутствии у организации правоустанавливающего документа на земельный участок, что является нарушением п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а значит, администрация вправе была издать постановление об отмене разрешения на строительство.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.11.2012