Правовые механизмы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков

(Колесников Ю. А.) ("Законодательство и экономика", 2006, N 11) Текст документа

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

Ю. А. КОЛЕСНИКОВ

Государство заинтересовано в том, чтобы негосударственные страховые компании привлекали средства населения и организаций для образования децентрализованных фондов в целях возмещения ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам, не за счет бюджетных средств, а именно за счет страховых фондов. При этом государство решает задачу не только создания страховых резервов в целях защиты своих граждан и предприятий, но и вовлечения в обращение временно свободных средств населения и организаций, а также получения новых источников налоговых поступлений в бюджет <1>. Кроме того, аккумулированные страховщиками страховые резервы являются важным внутренним источником инвестиций в экономику страны <2>. -------------------------------- <1> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М., 2005. С. 303. <2> Финансовое право: Учеб. / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М., 2003. С. 125.

На сегодняшний день очевидна проблема привлечения инвестиций, необходимых для экономического роста государства. Как уже отмечалось, источником указанных инвестиций являются сбережения населения, мобилизация которых происходит как путем покупки ценных бумаг, так и через финансовые учреждения, осуществляющие первичную аккумуляцию сбережений. Безусловно, значительная роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, но наряду с ними функцию привлечения денежных средств населения выполняют также страховые компании, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды. В современных развитых странах удельный вес денежных средств, привлеченных финансовыми учреждениями трех названных категорий, постоянно увеличивается <3>. -------------------------------- <3> Страховое право / Под ред. В. В. Шахова, В. Н. Григорьева, С. Л. Ефимова. М., 2002. С. 28.

Следует отметить, что страховая система, как и банковская, может выполнять так называемую "сберегательную" функцию. Это происходит тогда, когда страхование используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на случай, когда лицо, например, достигает нетрудоспособного возраста. При этом категории страхования в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении <4>. -------------------------------- <4> Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2000. С. 500.

Таким образом, можно отметить определенное сходство между деятельностью кредитных и страховых организаций. На сегодняшний день в России действуют в качестве финансовых учреждений страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также паевые и другие инвестиционные фонды. Причем все эти учреждения в процессе своей деятельности привлекают средства физических лиц в различных формах, что сближает их с кредитными организациями. Заинтересованность государства в стабильном функционировании финансовой системы страны очевидна, в связи с чем государство предъявляет определенные требования к финансовой устойчивости как банков и иных кредитных учреждений, так и страховых компаний. Пока наиболее жесткое регулирование финансовой устойчивости действует в России в отношении кредитных организаций. Так, в банковской системе действуют следующие правила финансовой устойчивости. В целях обеспечения финансовой надежности кредитные организации обязаны создавать резервы (фонды), порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России (ст. 24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" <5>). Банки должны соблюдать обязательные нормативы, установленные в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <6>. В их числе можно назвать, например, такие нормативы, как: -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. <6> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

- минимальный размер уставного капитала; - предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал; - нормативы достаточности собственных средств; - нормативы ликвидности кредитной организации; - нормативы использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Помимо требований к обеспечению финансовой надежности кредитной организации одной из мер, направленных на повышение устойчивости банковской системы, стало создание в 2004 г. системы страхования вкладов физических лиц в банках России. Основой для ее создания послужил Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ <7> "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", который определил правовые, финансовые и организационные основы ее функционирования. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.

Создание системы страхования банковских вкладов в России преследовало следующие цели: обеспечение защиты прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе, стимулирование процесса привлечения сбережений населения. Система страхования вкладов направлена на сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств. Если у банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций либо Банк России ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, вкладчик имеет право обратиться в уполномоченную организацию за возмещением по своему вкладу. Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств перед этим вкладчиком того банка, в отношении которого наступил страховой случай. Возмещение по вкладам выплачивается в размере 100% суммы вкладов в данном банке, но пока предельная сумма возмещения по вкладу составляет не более 190 тыс. руб. В настоящее время обеспечение функционирования системы страхования вкладов в России возложено на специально созданную организацию - некоммерческую государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Страховые компании пока не входят в систему страхования вкладов физических лиц в России, хотя мировой опыт показывает, что в процессе укрепления системы страхования банковских вкладов в условиях, когда она функционирует на постоянной и стабильной основе, возникает тенденция к расширению охвата финансовых учреждений системой страхования вкладов. Побудительными причинами для этого может быть сближение коммерческих банков и других учреждений по характеру деятельности, создание общих условий конкуренции для учреждений разных типов, защита возможно более широких групп мелких вкладчиков. В материалах Форума за финансовую стабильность "Рекомендации по созданию эффективных систем страхования депозитов" обращалось внимание на применение различных подходов к небанковским финансовым институтам, которые привлекают депозиты и работают с инструментами, аналогичными депозитам. В пользу распространения членства в системе страхования вкладов и на небанковские институты могут быть приведены такие аргументы, как: намерение не допускать существования искаженных форм конкуренции между различными видами институтов, предлагающих аналогичные продукты; задача способствовать стабильности финансовой системы путем охвата всех институтов, привлекающих депозиты или аналогичные продукты; а также стремление к распространению норм пруденциального регулирования и надзора на все указанные выше институты <8>. -------------------------------- <8> Материалы Форума за финансовую стабильность "Рекомендации по созданию эффективных система страхования депозитов". Перевод выполнен Агентством по реструктуризации кредитных организаций. С. 5.

При исследовании систем страхования вкладов можно отметить, что практически во всех странах кредитная система значительно сложнее, чем в России, и включает как различные виды банков, так и финансовые учреждения небанковского типа. В Российской Федерации учреждения небанковского типа (важнейшими из которых являются страховые компании, пенсионные, паевые и инвестиционные фонды) не включаются в систему создания страхования вкладов по той простой причине, что они не привлекают средства населения (или предприятий) в именно такой форме, как вклады <9>. -------------------------------- <9> Аникин А. В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. М., 1997. С. 16.

В то же время необходимо отметить, что правовая природа страховых взносов близка к природе банковских вкладов. И в первом, и во втором случае имеются в виду денежные средства. Цели размещения денег в финансовых учреждениях обоих видов также сходны: это обеспечение сохранности денежных средств и получение дохода. При этом доход по банковским вкладам выражается, как правило, в виде процентов, а по страховым взносам - в виде страховой премии, что не делает цели этих вложений принципиально различными. И те, и другие денежные средства принимаются только учреждениями (банками и страховыми компаниями), имеющими соответствующие лицензии. Причем учреждения обоих видов обязаны обеспечивать сохранность переданных им денежных средств и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками и страхователями. В обоих случаях у вкладчика появляется право требования к финансовому учреждению <10>. -------------------------------- <10> Турбанов А. В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации. Дис. ... докт. юрид. наук. М.: МГИМО (У). 2003.

Оба вида компаний занимаются инвестированием не собственных, а привлеченных средств, т. е. фактически рискуют не собственным капиталом, а чужими денежными средствами. Таким образом, имеется целый ряд предпосылок для включения страховых компаний в систему страхования вкладов физических лиц. Причем нет необходимости создавать отдельную систему, участниками которой являлись бы страховые компании и их клиенты. Система страхования вкладов требует привлечения значительных финансовых ресурсов, которые можно получить не только в виде взносов ее участников, но и государства. Учитывая, что деятельность российской системы страхования вкладов физических лиц в банках постепенно набирает обороты, целесообразно было бы включить страховые компании в существующую систему страхования вкладов в качестве страхователей. По страховому договору страхователи - физические или юридические лица - обязаны вносить страховые взносы, которые являются платой за страхование в соответствии с договором страхования или законом. При наступлении страхового случая компания обязана выплатить страховую сумму или страхование возмещение. Страховой суммой является определенная договором или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты (ст. 10 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела" <11>). -------------------------------- <11> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности <12>. -------------------------------- <12> Рейтман Л. И. Страховое дело. М., 1992. С. 21.

Страховщики вправе инвестировать или иными образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам <13>. -------------------------------- <13> Макарова Ю. Финансовое право в Российской Федерации в области страхования // Страховое право. 2000. N 2. С. 55.

Глава 3 Закона "Об организации страхового дела" устанавливает условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, а также раскрывает требования, предъявляемые к страховым резервам страховых компаний. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций являются: - собственные средства страховщика; - страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования; - экономически обоснованные страховые тарифы; - перестрахование (п. 1 ст. 25 Закона). Собственные средства и страховые резервы страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Закон "Об организации страхового дела", а также подзаконные нормативные правовые акты, действующие в области страхования, не раскрывают содержание указанных требований. В экономической литературе под диверсификацией поднимается распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него <14>. -------------------------------- <14> Большой экономический словарь / Под ред. Азрилияна. М., 2002. С. 191.

Ликвидность в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства <15>. Возвратность представляет собой принцип финансовых, денежных отношений, предполагающий обязательную возможность возврата вложенных средств в полном объеме. Доходность активов подразумевает, что активы страховой компании приносят ей доходы. -------------------------------- <15> Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М., 1992. С. 59.

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя: - уставный капитал; - резервный капитал; - добавочный капитал; - нераспределенную прибыль. Понятие уставного капитала раскрывается в законах, регулирующих деятельность предприятий различных организационно-правовых форм (например, ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <16>, ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <17>). Под уставным капиталом понимается минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, который формируется учредителями (участниками) общества при его создании. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. <17> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

В отличие от уставного капитала, ни Закон "Об организации страхового дела", ни подзаконные акты, действующие в сфере страхования, не раскрывают понятия резервного и добавочного капитала, а также нераспределенной прибыли. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" <18> резервным капиталом является резервный фонд, созданный для покрытия убытков организации. Сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, а также сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций акционерного общества, и другие аналогичные суммы составляют добавочный капитал организации. -------------------------------- <18> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23.

Нераспределенная прибыль представляет собой финансовый результат отчетного периода, включающий в себя конечный финансовый результат деятельности предприятия за минусом налоговых и иных аналогичных обязательных платежей (п. 83 Приказа Минфина России N 34н). Учет сумм уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли производится на основании Приказа Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" <19>. При этом особенности применения страховщиками плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций установлены отдельным Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" <20>. -------------------------------- <19> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2000. N 12. <20> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 11.

Таким образом, все названные понятия регламентируются нормативными правовыми актами, действующими в области бухгалтерского учета. В то же время деятельность страховых организаций имеет свои особенности. Собственные средства страховщиков, к которым предъявляются установленные государством требования финансовой устойчивости, включают в себя, помимо уставного, резервный и добавочный капиталы и нераспределенную прибыль. По мнению автора, в целях соблюдения интересов страховщиков и недопущения противоречий при толковании данных понятий Министерство финансов РФ должно издать нормативный правовой акт, в котором бы раскрывались понятия резервного капитала, добавочного капитала и нераспределенной прибыли именно применительно к деятельности страховых организаций. На сегодняшний день не установлены дополнительные требования к резервному и добавочному капиталам, в то время как условия формирования уставного капитала страховщика и страховых резервов регулируются законодательством очень подробно. Страховщикам надлежит обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже минимального размера уставного капитала, установленного ст. 25 Законом "Об организации страхового дела". Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается. В настоящее время страховые компании подтверждают размер оплаченного уставного капитала путем предъявления платежных документов о внесении денежных средств или соответствующей банковской выписки о наличии сформированного уставного капитала. На практике Федеральная служба страхового надзора не в состоянии проверить, из каких источников внесены взносы в уставный капитал страховщика. Иными словами, несмотря на запрет использовать заемные средства для формирования уставного капитала, реальных механизмов контроля за соблюдением данного положения на сегодняшний день нет. Это приводит к тому, что существует масса страховых компаний, у которых уставный капитал сформирован лишь на бумаге, а фактически собственные средства учредителей в уставный капитал не вносились. При этом уставный капитал уже не является собственным имуществом общества, гарантирующим интересы его кредиторов. В целях решения данной проблемы необходимо предоставить Федеральной службе страхового надзора право запрашивать у банков сведения об источнике происхождения средств, внесенных в уставный капитал страховой компании. Пока банки не обязаны представлять такую информацию, поскольку она является банковской тайной (ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности"). Хотя, учитывая различные механизмы "перекачивания" денежных средств, полностью исключить возможность использования заемных средств в качестве источника формирования уставного капитала таким путем нельзя. В банковской сфере ситуация совершенно иная. Для осуществления контроля за правомерностью оплаты приобретателями акций (долей) кредитной организации Банк России вправе проводить непосредственно в данной кредитной организации обязательную проверку источников средств, вносимых в оплату ее акций, финансового положения приобретателей этих акций и наличия у них собственных средств (чистых активов), достаточных для оплаты акций (п. 17.6 Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" <21>). -------------------------------- <21> Вестник Банка России. 2004. N 15.

Во многих странах создаются единые органы по надзору за деятельностью банков, страховых организаций и иных аналогичных финансово-кредитных учреждений. Создание подобного универсального надзорного органа в России, в функции которого входил бы надзор как за банками, так и за страховыми компаниями, позволило бы контролировать источники поступления денежных средств в уставный капитал страховщиков, поскольку надзорный орган не только располагал бы информацией о кредитах, выданных банками страховым компаниям, но и был вправе проводить проверку источников средств, вносимых в уставный капитал страховщика. В соответствии с письмом Росстрахнадзора от 16 июня 2004 г. N 44-ИЛ "О формировании минимального размера уставного капитала страховых организаций" <22> минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн. руб., и соответствующих коэффициентов: -------------------------------- <22> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 14.

- для осуществления личного страхования (включая страхование жизни) - 60 млн. руб.; - для осуществления личного страхования (без страхования жизни) и (или) имущественного страхования - 30 млн. руб.; - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием - 120 млн. руб. Закон "Об организации страхового дела" не содержит ограничений, касающихся неденежной части уставного капитала, т. е. уставный капитал может быть полностью или частично сформирован за счет имущественных вкладов учредителей. Ограничение установлено лишь для иностранных инвесторов: оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Закона "Об организации страхового дела"). Отсутствие законодательно установленных ограничений для неденежной части уставного капитала страховых компаний отрицательно сказывается на их финансовой устойчивости. Для страховщиков, как и для банков, принципиальным является наличие именно денежных средств, которые не могут сравниться по своей ликвидности с любым имуществом. Если имущественный вклад должен быть оценен профессиональным оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <23>, то при внесении "живых" денежных средств этого, естественно, не требуется. В свою очередь, на практике нередки случаи, когда страховые компании договариваются с оценщиками по поводу фиктивного увеличения стоимости имущества, вносимого в уставный капитал. -------------------------------- <23> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Банк России устанавливает предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала (ст. 11 Закона "О банках и банковской деятельности"). В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 109-И размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал создаваемой кредитной организации не может превышать 20% ее уставного капитала (п. 4.9 Инструкции). Таким образом, в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций необходимо внести дополнения в Закон "Об организации страхового дела" и установить ограничения для размера неденежной части уставного капитала страховщиков. Кроме того, одной из мер, направленной на обеспечение развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины, является обеспечение открытости деятельности финансово-кредитных учреждений, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников). В настоящее время только в отношении кредитных организаций установлены требования о раскрытии всей информации о ее владельцах, включая опубликование списка акционеров. При этом Банк России намерен продолжить работу по повышению требований к владельцам кредитных организаций, включая предоставление сведений о реальных владельцах кредитных организаций <24>. -------------------------------- <24> Заявление Правительства РФ, Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13, N 01-01/1617 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

Думается, для укрепления надежности страховой системы и защиты прав страхователей следует ввести в страховое законодательство нормы, повышающие прозрачность деятельности страховщиков, по аналогии с требованиями, действующими в банковской системе. Необходимо внести дополнение в Закон "Об организации страхового дела", закрепляющее обязанность страховых компаний раскрывать информацию о ее владельцах путем опубликования списка собственников (акционеров, участников). Это позволит потребителям страховых услуг и иным участникам страхового рынка выбирать для вложения своих средств наиболее надежные страховые компании. В целях развития внутренней страховой системы законодательство ограничивает доступ на рынок страховых услуг иностранных страховщиков <25>. Эта цель достигается путем ограничения участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховых организаций. Иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России (п. 3 ст. 6 Закона "Об организации страхового дела"). -------------------------------- <25> См.: Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М., 2004.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в России: - страхование жизни; - обязательное страхование; - обязательное государственное страхование; - имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд; - страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам, либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. В силу постоянных изменений экономической ситуации в России требования к размеру уставного капитала страховых организаций не могут постоянно оставаться неизменными. В то же время в целях защиты интересов страховых организаций Закон "Об организации страхового дела" устанавливает, что изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода (п. 3 ст. 25). Такие требования к увеличению размера уставного капитала страховщиков были установлены, в частности, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" <26>. -------------------------------- <26> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4858.

Страховые организации, созданные до вступления в силу названного Закона, обязаны сформировать свои уставные капиталы в соответствии с новыми требованиями в следующем порядке: - до 1 июля 2004 г. они должны были увеличить свой уставный капитал до одной трети установленного размера уставного капитала; - до 1 июля 2006 г. - до двух третей установленного размера уставного капитала; - до 1 июля 2007 г. размер уставного капитала должен полностью соответствовать размеру уставного капитала, утвержденному Законом N 172-ФЗ. Страховщики, выполнившие требования по увеличению уставного капитала, должны представить в орган страхового надзора соответствующие документы, в том числе: - при оплате уставного капитала деньгами - справку банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала, подписанную руководителем и главным бухгалтером банка, а также копии первичных платежных документов; - при оплате уставного капитала неденежными средствами - копию документа, подтверждающего право собственности акционера (участника) на имущество, с приложением отчета об оценке объектов оценки и акта приема-передачи имущества; - при увеличении уставного капитала за счет собственных средств страховой организации (в частности, нераспределенной прибыли) - копию протокола заседания органа управления страховой организации. В протоколе должно быть зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала с приложением баланса страховой организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала <27>. -------------------------------- <27> См.: Письмо Росстрахнадзора от 16 июня 2004 г. N 44-ИЛ "О формировании минимального размера уставного капитала страховых организаций" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 14.

У страховых организаций, которые не выполнили требования к увеличению размера уставного капитала, орган страхового надзора с 1 июля соответствующего года отзывает лицензии без соответствующего предписания. После этого до 1 июля следующего года страховые организации обязаны выполнить требования, предусмотренные п. п. 4 - 9 ст. 32.8 Закона "Об организации страхового дела", касающиеся прекращения страховой деятельности страховщика в связи с отзывом лицензии. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры. До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан: - принять решение о прекращении страховой деятельности; - исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям; - осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), или расторжение договоров страхования. В случае невыполнения всех указанных требований орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации страховой организации (п. 5.7 Положения о Федеральной службе страхового надзора <28>). -------------------------------- <28> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2904.

Закон "Об организации страхового дела" не только определяет гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций, но закрепляет обязанность страховщиков соблюдать установленные законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования: - страховых резервов; - состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов; - нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; - состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика; - квот на перестрахование. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию и перестрахованию страховщики формируют страховые резервы в порядке, установленном Приказом Министерства финансов РФ от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни" (в ред. Приказа Минфина России от 14 января 2005 г. N 2н <29>). -------------------------------- <29> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 33; 2005. N 7.

Правила устанавливают состав и порядок формирования страховых резервов по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, относящимся к страхованию иному, чем страхование жизни. Расчет величины страховых резервов является выраженной в денежной форме оценкой обязательств страховщика по обеспечению предстоящих страховых выплат. Страховая организация должна разработать и утвердить положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, и в течение месяца с момента утверждения представить его в Федеральную службу страхового надзора. Положение должно соответствовать требованиям Приказа Минфина России N 51н, содержать состав страховых резервов и перечень методов, используемых для расчета страховых резервов. Страховые резервы включают в себя: - резерв незаработанной премии; - резервы убытков; - резерв заявленных, но неурегулированных убытков; - резерв произошедших, но незаявленных убытков; - стабилизационный резерв; - резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы; - иные страховые резервы (п. 6 Правил). Правила формирования страховых резервов подробно раскрывают механизм расчета каждого вида страховых резервов, который, в свою очередь, должен быть отражен в положении о формировании страховых резервов, разработанном конкретной страховой организацией. Если состав страховых резервов или методы, используемые для расчета страховых резервов, отличаются от состава страховых резервов или методов, описанных в Правилах, утвержденных Минфином России, то положение должно содержать перечень указанных страховых резервов и описание методов расчета страховых резервов. Причем в этом случае положение, разработанное страховой компанией, подлежит согласованию с Федеральной службой страхового надзора. Другими словами, страховщик может устанавливать иные страховые резервы или использовать иные методы расчета страховых резервов, в отличие от указанных в Приказе Минфина России N 51н, при соблюдении следующих условий: - положение о формировании страховых резервов страховщика должно быть согласовано с Федеральной службой страхового надзора; - иные страховые резервы или иные методы их расчета могут применяться страховой организацией только в случаях, предусмотренных названным приказом. Например, страховщик может использовать иные актуарные методы определения размера резерва произошедших, но незаявленных убытков, кроме метода, описанного в Приказе N 51н. Методы, использованные страховщиком, должны быть основаны на данных о величинах оплаченных убытков, заявленных убытков, о числе убытков и т. д., и могут быть использованы в случае, если на основании фактических данных страховщиком может быть обосновано, что эти методы дают более точную оценку размера резерва произошедших, но незаявленных убытков. Внесение в положение страховой организации изменений, затрагивающих состав и методы расчета страховых резервов, также подлежит утверждению страховщиком и представлению на согласование в Федеральную службу страхового надзора не позднее чем за 90 дней до начала следующего отчетного года. В случае установления несоответствия размера страховых резервов обязательствам страховщика по обеспечению предстоящих выплат по договорам Федеральная служба страхового надзора вправе потребовать от страховщика изменения состава страховых резервов или методов расчета страховых резервов. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат и не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы России (ст. 26 Закона "Об организации страхового дела"), что является дополнительной гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщиков. Страховые компании не обязаны держать средства страховых резервов в неприкосновенности на своих счетах. Они вправе инвестировать и иным образом размещать их в порядке, установленном Приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. N 100н <30>, утвердившим Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (далее - Правила). Предоставление указанных возможностей страховым организациям позволяет обеспечить прибыль не путем увеличения страховых премий, а за счет инвестиционной деятельности <31>. Под Правилами размещения средств страховых резервов понимаются требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов (п. 2 Правил). Как уже было отмечено, активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности. Для покрытия страховых резервов принимаются различные виды активов: -------------------------------- <30> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 36. <31> Гражданское право. Часть вторая: Учебник.

- федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; - государственные ценные бумаги субъектов Федерации; - акции; - жилищные сертификаты; - вклады (депозиты) в банках; - недвижимое имущество; - денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках. Исчерпывающий перечень активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, закреплен в п. 6 Правил. Кроме того, установлены требования к отдельным видам активов страховщиков. Например, для покрытия страховых резервов не принимаются ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики; вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков; а также активы, приобретенные страховщиком за счет средств, полученных по договорам займа и кредитным договорам. Активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных средств по обязательствам гаранта (поручителя). Размещение средств страховых резервов может осуществляться страховщиком самостоятельно, а также путем передачи части средств страховых резервов в доверительное управление. Но доверительными управляющими в данном случае могут выступать только резиденты Российской Федерации. Помимо перечня и требований к отдельным видам активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, Правила устанавливают структурные соотношения активов и резервов страховщика. Так, стоимость государственных ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных ценных бумаг должна составлять не более 30% от суммарной величины страховых резервов. Максимальная стоимость вкладов в банках должна быть не более 40% страховых резервов, стоимость акций - не более 15%, стоимость недвижимого имущества - не более 20% от страховых резервов по страхованию жизни и не более 10% по иным видам страхования <32>. -------------------------------- <32> Приложение к Приказу Министерства финансов РФ от 8 августа 2005 г. N 100н.

Следует отметить, что такие ограничения Правила устанавливают не для всех видов активов. Некоторые из них принимаются для покрытия страховых резервов без ограничений на суммарную стоимость, в частности - это активы, сформированные в виде федеральных государственных ценных бумаг и ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией. Данный вид активов законодатель признает наиболее надежным.

------------------------------------------------------------------

Название документа