Каковы порядок уплаты и размер государственной пошлины в суд общей юрисдикции в случае признания договора недействительным с учетом Письма Минфина России от 24.01.2012 N 03-05-06-03/04? Сумма госпошлины рассчитывается исходя из общей инвентаризационной стоимости жилого помещения или договорной стоимости?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 ноября 2012 г. N 03-05-06-03/84

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу порядка уплаты и размера государственной пошлины при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения и сообщает, что согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006, поскольку иск о признании недействительными договоров купли-продажи или дарения, а также спор о применении последствий недействительности сделки связан с правами на имущество, государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.

Отнесение исковых заявлений имущественного характера к заявлениям имущественного характера, подлежащим оценке, определено ст. 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, цена иска определяется исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее - не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащий организации, - не ниже балансовой оценки объекта.

Данная позиция при рассмотрении указанного вопроса была подтверждена Письмом Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2010 N 5/общ-1714.

По вопросу порядка уплаты государственной пошлины следует руководствоваться ст. 333.18 гл. 25.3 Кодекса.

В соответствии с п. 3 данной статьи Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.

В частности, факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.18 Кодекса, в частности, при обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям государственная пошлина уплачивается до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы.

Согласно п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно ст. 26 Кодекса плательщик сбора может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3).

В соответствии со ст. 27 Кодекса, в частности, законными представителями плательщика сбора - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 29 Кодекса уполномоченный представитель плательщика сбора (государственной пошлины) - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

С учетом изложенного уплата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за подачу искового заявления в суд общей юрисдикции, может быть произведена заявителем - физическим лицом через своего представителя по месту совершения юридически значимого действия при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган за совершением указанного действия.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

15.11.2012