Сельскохозяйственный (перерабатывающий) потребительский кооператив, применяющий упрощенную систему налогообложения, получил субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в 2012 г. в российском банке сроком на 6 месяцев на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной переработки

Учитываются ли такие средства в составе доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения?

Ответ: Субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, полученному сельскохозяйственным (перерабатывающим) потребительским кооперативом в 2012 г. в российском банке сроком на 6 месяцев на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной переработки, предоставленные из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ, признаются целевыми поступлениями, которые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в доходах не учитываются.

Обоснование: Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ, определяются Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ).

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива (п. 1 ст. 4 Закона N 193-ФЗ).

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на виды, одним из которых являются перерабатывающие кооперативы. К ним относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производством мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка и конопли, лесо - и пиломатериалов и других) (п. п. 2 и 3 указанной статьи).

Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 (далее - Правила).

Как сказано в пп. "а" п. 2 Правил, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 г. Субсидии предоставляются, если данные кредиты предназначены для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.

Из положений п. п. 5 и 6 Правил следует, что средства на возмещение части затрат по кредитам (займам), предусмотренным пп. "а" п. 2 Правил, предоставляются в следующих размерах:

- из федерального бюджета - в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

- из бюджета субъекта РФ - в пределах 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России.

Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются (п. 8 Правил).

В соответствии с п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Исключением являются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

В целях гл. 25 НК РФ внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (абз. 1 п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся:

- целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов;

- целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (пп. 3 указанного пункта).

Таким образом, субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в российском банке сроком на 6 месяцев на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной переработки, относятся к целевым поступлениям на содержание некоммерческой организации (сельскохозяйственного потребительского кооператива) и ведение ею уставной деятельности. Следовательно, такие средства в составе доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются. Основание - п. п. 2 и 3 ст. 4 Закона N 193-ФЗ, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Что касается других получателей указанных субсидий, не являющихся некоммерческими организациями, то на них положения пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ не распространяются. Кроме того, в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень доходов в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которые при исчислении налога на прибыль, а значит, и при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, не учитываются. Поскольку в данном перечне вышеуказанные субсидии не поименованы, на них нормы пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ также не распространяются и, следовательно, они должны учитываться данными получателями субсидий в составе доходов на основании абз. 1 п. 8 ч. 2 ст. 250 и п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.11.2012