Налоговый орган после проведения камеральной проверки отказал организации в возмещении НДС, обосновав свой отказ протоколом допроса свидетеля. Вместе с тем в качестве свидетеля был допрошен сторонний консультант по налогам и сборам, оказывающий услуги по консультированию организации. Являются ли в указанном случае показания свидетеля допустимым доказательством?

Ответ: Показания консультанта по налогам и сборам, оказывающего услуги по консультированию налогоплательщику и допрошенного в качестве свидетеля, могут являться допустимым доказательством.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно п. 8 указанной статьи НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При этом пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Из содержания п. 1 ст. 82 НК РФ следует, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, налоговый орган при проведении налоговых проверок, в том числе и камеральной, вправе вызывать и допрашивать свидетелей.

Пунктом 1 ст. 90 НК РФ установлено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено: не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Следует отметить, что перечень лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей, не является исчерпывающим и не носит закрытый характер.

Исходя из буквального толкования пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ определяющее значение для разрешения вопроса о невозможности допроса в качестве свидетеля лица имеют именно факт получения таким лицом информации в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и факт отнесения подобных сведений к профессиональной тайне этих лиц.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, предусмотрена должность "Консультант по налогам и сборам".

Согласно этому же Квалификационному справочнику консультант по налогам и сборам оказывает консультационные услуги организациям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и физическим лицам по применению налогового законодательства. Дает необходимые рекомендации по формированию налоговой базы по видам налогов и сборов; составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения; использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов; соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты. Консультирует по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков, а также по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. Разрабатывает варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц; информирует их о налоговом законодательстве и дает разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц. Осуществляет мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, содействует правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.

Таким образом, консультант по налогам и сборам получает информацию о деятельности организации в рамках своих профессиональных обязанностей.

Вместе с тем законодательство и указанный Справочник не содержат понятия профессиональной тайны консультанта по налогам и сборам.

Следовательно, можно сделать вывод, что консультант по налогам и сборам может быть допрошен в качестве свидетеля в том случае, если известная последнему информация была получена в процессе исполнения должностных обязанностей.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

13.11.2012