Орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, принял решение о приостановлении размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта до рассмотрения полученной жалобы на действия заказчика. Подлежит ли приостановлению прием заявок в связи с принятием указанного решения?
Ответ: Приостановление приема заявок в связи с приостановлением размещения заказа до рассмотрения жалобы на действия заказчика по решению уполномоченного органа Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не предусмотрено, в связи с чем осуществлено быть не может.
Обоснование: Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. п. 3 и 4 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать такие сведения, как дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 2 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ.
В силу ч. 8 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Частью 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 60 Закона N 94-ФЗ органы, указанные в ч. 1 рассматриваемой статьи, вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу, направив в письменной форме заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Из системного толкования изложенных норм следует, что под приостановлением размещения заказа следует понимать приостановление действий заказчиков, уполномоченных органов по заключению государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров, но не приостановление действий по приему заявки от участника размещения заказа.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой.
Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 19.04.2012 N А43-707/2011 пришел к выводу о том, что могут быть приостановлены только действия заказчика, уполномоченного органа, в том числе их аукционной комиссии, связанные исключительно с выбором победителя и направленные на заключение контракта. Приостановление действий по приему заявок участника размещения заказа, возможность продления срока приема заявок на участие в аукционе Законом N 94-ФЗ не предусмотрены.
Таким образом, законодательством о размещении заказов не предусмотрена возможность приостановления приема заявок (продления срока приема) в связи с принятием решения органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы на действия заказчика.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
12.11.2012