Работник обязан выплачивать алименты по исполнительному листу. Работодатель удержал алименты из заработной платы с сентября по декабрь, но удержанные суммы взыскателю не перечислил. После проведения инспекцией труда проверки алименты были перечислены взыскателю за весь период удержания (с сентября по декабрь) только 21 января. Однако инспектор труда не привлек работодателя к административной ответственности

Являются ли действия инспектора труда правомерными?

Ответ: Бездействие инспектора труда, выразившееся в непривлечении работодателя к административной ответственности за неперечисление удержанных с заработной платы работника сумм алиментов по исполнительному листу, является правомерным. В данной ситуации инспектор труда должен направить информацию о выявленном правонарушении с подтверждающими документами в региональное управление Федеральной службы судебных приставов.

Обоснование: В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" на лиц, выплачивающих должнику заработную плату или иные периодические платежи, возлагается обязанность удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника со дня получения исполнительного документа и в трехдневный срок выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Работодателем в описываемой ситуации допущено грубое нарушение названного Федерального закона.

Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве предусмотрена требованиями ч. 3 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Право составлять протокол об административном правонарушении (возбуждать дело об административном правонарушении), предусмотренном требованиями ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, предоставлено должностным лицам Федеральной службы судебных приставов на основании требований п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и норм Приказа ФССП России от 01.08.2012 N 334 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 22.10.2012 N 25707).

Таким образом, по административному правонарушению, предусмотренному требованиями ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ и выявленному инспектором труда в ходе проведения проверки у работодателя, государственным инспектором труда не может быть составлен протокол об административном правонарушении (возбуждено дело об административном правонарушении) в связи с тем, что данное правонарушение не подведомственно должностным лицам Федеральной службы по труду и занятости.

Следовательно, инспектор труда должен направить информацию о выявленном правонарушении с подтверждающими документами в региональное управление Федеральной службы судебных приставов, так как в соответствии с требованиями абз. 13 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда имеют право подготавливать и направлять в правоохранительные органы материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ю. А.Доценко

Государственная инспекция труда

в Пермском крае

06.05.2014