Вправе ли организация (собственник порта) в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ не исчислять транспортный налог в отношении грузовых речных судов, если доля грузовых перевозок в деятельности организации составляет 20% (перевозки ограничены периодом навигации), а остальная деятельность представляет собой оказание сопутствующих услуг (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, обработка транспортных средств, организация и осуществление складских и транспортно-экспедиторских операций)?

Каким образом организация может подтвердить, что осуществляемая деятельность по перевозке грузов речными грузовыми судами является основным видом деятельности?

Ответ: Организация (собственник порта) в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ вправе не исчислять транспортный налог в отношении грузовых речных судов, если доля грузовых перевозок в деятельности организации составляет 20%, а остальная деятельность представляет собой оказание сопутствующих услуг, если подтвердит, что осуществление организацией (портом) грузовых перевозок носит систематический характер.

Для подтверждения того, что осуществляемая деятельность по перевозке грузов речными грузовыми судами является для организации основным видом деятельности, по нашему мнению, следует руководствоваться документами, перечисленными в п. 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).

Обоснование: На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Согласно п. 17.2 Методических рекомендаций подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительного договора, устава, положения и других документов), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса РФ.

К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относятся, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т. д.), деятельность по обеспечению лесосплава.

К указанной деятельности, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).

ВАС РФ в Решении от 09.02.2011 N ВАС-17662/10 указал, что положения п. 17.2 Методических рекомендаций соответствуют НК РФ.

Исходя из изложенного, считаем, что норма пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не ставит в зависимость возможность применения установленной в ней льготы от удельного веса вида деятельности в общем объеме осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.02.2013 N 11418/12 по делу N А29-8355/2011 пришел к выводу том, что осуществление организацией перевозки грузов на систематической основе является обстоятельством, позволяющим применить налоговые освобождения в отношении участвующих в перевозке грузов транспортных средств, вне зависимости от удельного веса указанного вида деятельности в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

При этом при рассмотрении данного дела организацией (портом) в подтверждение права на применение льготы были представлены учредительные документы, определяющие грузовые перевозки в качестве одного из основных видов экономической деятельности, лицензия на осуществление грузовых перевозок, выписка из ЕГРЮЛ, в которой основным видом деятельности заявлена деятельность внутреннего водного транспорта по коду 61.20 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (иные виды деятельности (транспортная обработка грузов, прочая вспомогательная деятельность водного транспорта, добыча камня для строительства) отнесены к дополнительным видам экономической деятельности) и иные документы, подтверждающие получение выручки от грузовых перевозок в течение навигации.

Схожая позиция изложена в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 по делу N А56-49975/2005, ФАС Центрального округа от 21.11.2006 по делу N 08-2091/06-7, в которых деятельность по перевозке также была основным видом деятельности налогоплательщиков согласно уставу, также налогоплательщики имели лицензии на перевозку.

Таким образом, по нашему мнению, организация в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ вправе не исчислять транспортный налог в отношении грузовых речных судов, если доля грузовых перевозок в деятельности организации составляет 20%, а остальная деятельность представляет собой оказание сопутствующих услуг, если подтвердит, что осуществление организацией (портом) грузовых перевозок носит систематический характер.

Для подтверждения того, что осуществляемая деятельность по перевозке грузов речными грузовыми судами является для организации основным видом деятельности, по нашему мнению, следует руководствоваться документами, перечисленными в п. 17.2 Методических рекомендаций.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

06.05.2014