По мнению организации, зарегистрированный ею товарный знак незаконно используется предпринимателем путем нанесения на реализуемые им товары обозначения, сходного с зарегистрированным организацией товарным знаком до степени смешения. Вправе ли организация в этом случае требовать от предпринимателя прекращения незаконного использования товарного знака и привлечения его к административной ответственности? Вправе ли организация в качестве доказательства незаконного использования товарного знака представить суду результаты опроса мнений потребителей?
Ответ: Организация в рассматриваемом случае вправе требовать от предпринимателя прекращения незаконного использования обозначения, сходного до степени смешения, изъятия из оборота и уничтожения за его счет контрафактных товаров. Кроме того, организация вправе обратиться в контролирующие органы с заявлением о неправомерных действиях предпринимателя, выразившихся в незаконном использовании обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, и привлечении его за эти действия к административной ответственности. Доказательством того, сходны ли используемые обозначение и товарный знак с точки зрения потребителей, в том числе могут являться опросы мнений потребителей по этому вопросу.
Обоснование: На основании пп. 14 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ товарный знак признается охраняемым средством индивидуализации.
Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481).
В соответствии со ст. 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1484 ГК РФ предусмотрено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Из п. 3 ст. 1484 ГК РФ следует, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии с п. 1 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Из п. п. 2, 3 указанной статьи следует, что правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
На основании ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Пленум ВАС РФ в п. 14 Постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отметил: рассматривая дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ, за использование им обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, суд должен учитывать, что вопрос о таком сходстве разрешается судом с учетом того, как данное обстоятельство могло быть оценено потребителем. Подтверждением того, сходны ли используемые обозначение и товарный знак с точки зрения потребителей, могут являться в том числе опросы мнений потребителей при их наличии.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в том числе являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, организация в рассматриваемом случае вправе требовать от предпринимателя прекращения незаконного использования обозначения, сходного до степени смешения, изъятия из оборота и уничтожения за его счет контрафактных товаров. Кроме того, организация вправе обратиться в контролирующие органы с заявлением о неправомерных действиях предпринимателя, выразившихся в незаконном использовании обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, и привлечении его за эти действия к административной ответственности. Подтверждением того, сходны ли используемые обозначение и товарный знак с точки зрения потребителей, могут являться опросы мнений потребителей об этом.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
09.11.2012