Муниципальным органом (заказчиком) был размещен заказ в виде открытого аукциона в электронной форме на поставку электрокардиографов

Организация А обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия муниципального заказчика на то, что технические характеристики товара, указанные в техническом задании по установленным параметрам, соответствуют только одному электрокардиографу фирмы-производителя Б.

Заказчик считает позицию организации А необоснованной, так как им полностью соблюден порядок составления аукционной документации.

Обоснованна ли позиция заказчика?

Ответ: Ввиду отсутствия единообразия в судебной практике обоснованность позиции заказчика заинтересованным лицам, очевидно, придется доказывать в суде.

Обоснование: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4, 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

На основании п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 указанной статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Исходя из вышеизложенного указанные заказчиком в техническом задании условия необходимы для обеспечения взаимодействия поставляемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, что, в свою очередь, предусмотрено законодательством, а значит, не влечет нарушение антимонопольного законодательства.

Данная точка зрения отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2012 N А45-15688/2011.

Однако единообразие по данному вопросу в судебной практике отсутствует, в отдельных решениях судов указано, что включение заявителем в документацию об аукционе жестких параметров поставляемых товаров влечет ограничение количества участников размещения заказа и не соответствует природе аукциона (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 07.12.2009 N Ф09-9776/09-С1 по делу N А60-17360/2009-СР).

Таким образом, ввиду отсутствия единообразия судебной практики обоснованность позиции заказчика (либо ее неправомерность) заинтересованным лицам, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.11.2012