Правомерно ли принятие органами службы занятости решения о сохранении за уволенным работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения?

Ответ: Принятие органами службы занятости решения о сохранении за уволенным работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения правомерно. Тот факт, что уволенный работник - пенсионер, не является основанием для принятия службой занятости решения об отказе в сохранении за ним среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Таким образом, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий:

обращения работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;

факта нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работником признается физическое лицо, которое вступило в трудовые отношения с работодателем.

В силу положений ст. ст. 56 и 63 ТК РФ работником как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).

Таким образом, под понятием "уволенный работник", используемым в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с определенным работодателем.

В то же время в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Краснодарский краевой суд в Апелляционном определении от 21.09.2012 по делу N 33-16646/12 указал, что работающие пенсионеры имеют те же права, как и все работники. Это касается и сроков предупреждения об увольнении, и выплаты всех выходных пособий. Отличие только в том, что пенсионеров не признают безработными и не выплачивают пособие по безработице, так как они получают трудовую пенсию. Суд признал, что положения о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца относятся и к высвобождаемым пенсионерам.

Р. А.Страхов

Федеральная служба

по труду и занятости

07.11.2012