При инвентаризации документов в отделе кадров были обнаружены трудовые книжки недавно уволенных работников. Что с ними делать и возможны ли санкции со стороны контролирующих органов?
Ответ: Если в отделе кадров были обнаружены трудовые книжки уволенных работников, необходимо принять меры по передаче трудовых книжек работникам. За виновное нарушение предусмотрена административная ответственность, а также материальная ответственность работодателя перед работником.
Обоснование: Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. В случае когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 или п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности в соответствии с ч. 2 ст. 261 ТК РФ.
Таким образом, если трудовая книжка осталась у вас по другой причине и в связи с другими обстоятельствами, вам необходимо как можно скорее направить уволенным работникам уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Ведь, как говорилось выше, именно со дня направления этого документа работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Обращаю ваше внимание, что согласно п. 43 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника - его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Помимо этого, работник, не получивший трудовую книжку после увольнения, может сам обратиться к работодателю за ней. В этом случае необходимо выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения (ст. 84.1 ТК РФ).
Статья 234 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться, в том числе по причине задержки выдачи трудовой книжки.
Помимо ответственности за задержку выдачи трудовой книжки, предусмотренной ТК РФ, имеется и административная ответственность, к которой могут привлечь контролирующие органы. В силу ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
М. В.Минаева
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
06.05.2014