Организация планирует заниматься деятельностью по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. В каком порядке для целей налогообложения следует учитывать расходы на приобретение лицензии на осуществление указанной деятельности, в частности, на консультационные услуги, связанные с ее получением, госпошлину и стоимость самой лицензии? При определении налоговой базы по налогу на прибыль организация применяет метод начисления

Ответ: Для целей исчисления налога на прибыль порядок учета расходов на приобретение лицензии по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции во избежание претензий со стороны контролирующих органов организации следует прописать в учетной политике.

Порядок признания стоимости лицензии в составе расходов налогоплательщик должен прописать в учетной политике и, соответственно, может использовать любой из двух вариантов признания расходов в указанной ситуации: либо единовременно в момент осуществления расходов, либо с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, например, пропорционально сроку действия лицензии. Расходы на консультационные услуги по получению лицензии уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в момент предъявления налогоплательщику документов за оказанные услуги.

Госпошлина включается в состав прочих расходов единовременно.

Обоснование: Порядок признания расходов при методе начисления регламентируется ст. 272 Налогового кодекса РФ. По общему правилу расходы, принимаемые для целей налогообложения, в соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 указанной нормы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, а также в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Определяются расходы с учетом положений ст. 318 НК РФ. Пункт 1 ст. 318 НК РФ позволяет налогоплательщику самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых и косвенных расходов. Так, стоимость лицензии может уменьшать доходы от реализации текущего (налогового) периода в составе косвенных расходов в силу п. 2 ст. 318 НК РФ в полном объеме. С другой стороны, абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ предоставляет налогоплательщику право распределения расходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг). Поскольку лицензия на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, как правило, выдается в соответствии с п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на определенный срок (не более 5 лет), контролирующие органы требуют, чтобы стоимость лицензии, а также расходы, связанные с ее приобретением, относились на расходы, уменьшающие доходы, равномерно в течение срока действия лицензии, хотя суды такую позицию не поддерживают, если в учетной политике организации утвержден иной порядок учета таких расходов (например, Постановления ФАС Московского округа от 20.12.2011 N А41-2253/11, ФАС Центрального округа от 15.02.2012 N А35-1939/2010).

Таким образом, порядок признания стоимости лицензии в составе расходов налогоплательщик должен прописать в учетной политике: либо единовременно в момент осуществления расходов, либо с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, например, пропорционально сроку действия лицензии. Минфин России в Письме от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481 отметил, что правила определения в учетной политике срока распределения расходов НК РФ не установлены, однако, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, такое распределение должно иметь экономическое обоснование.

Расходы на консультационные услуги включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции, на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ единовременно на дату расчетов в соответствии с условиями заключенного договора на оказание консультационных услуг или дату предъявления налогоплательщику расчетных документов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Так же считает и налоговая служба (Письмо ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400). Тем не менее допускается возможность учета произведенных расходов, как связанных с получением лицензии, равномерно в течение срока действия лицензии. Такой вариант предлагало финансовое ведомство, в частности, в Письме Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/1/353, в отношении расходов на приобретение лицензии на строительную деятельность. Единственное условие, помимо того что консультационные услуги по правилам ст. 252 НК РФ должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными, - порядок учета подобных затрат должен быть зафиксирован в учетной политике.

Госпошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, поскольку является федеральным сбором в силу п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, считается прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, и уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль единовременно на дату ее начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). С этим согласны и ФНС России в Письме от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400, и Минфин России в Письмах от 15.10.2008 N 03-03-05/132, от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481 (если уплата пошлины не обусловлена созданием амортизируемого имущества). Заметим, ранее чиновники занимали противоположную точку зрения (например, Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569).

Е. Н.Саяпина

Консалтинговая группа "Аюдар"

06.11.2012