Некоммерческая организация, применяющая УСН с объектом "доходы", признана победителем отбора, проходившего на конкурсной основе, на получение субсидии из местного бюджета на осуществление мероприятий по реализации целевой социальной программы (проекта) на территории соответствующего муниципального образования в сфере поддержки (организации занятости, досуга, оздоровления) социально незащищенных категорий населения (данные виды деятельности предусмотрены в уставе организации в качестве основных), предоставление которой предусмотрено решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете. По итогам отбора на основании распоряжения исполнительного органа муниципального образования между организацией и названным органом заключено соглашение в целях реализации указанной программы и переданы соответствующие средства

В каком порядке в целях налогообложения налогом, уплачиваемым при применении УСН, организации при указанных обстоятельствах следует учитывать данные средства, израсходованные строго на соответствующие цели?

Ответ: Учитывая положения налогового законодательства и официальную позицию Минфина России, некоммерческая организация, применяющая УСН, вправе не учитывать субсидии из местного бюджета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при условии соблюдения требований п. 2 ст. 251 НК РФ: субсидии предоставлены из средств бюджета соответствующего уровня на основании решений соответствующих органов безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, полученные средства расходуются некоммерческой организацией, применяющей УСН, по назначению, она ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При этом в силу пп. 1 п. 1.1 указанной статьи при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 248 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как указано в пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Исходя из п. 2 ст. 78.1 БК РФ в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Минфин России в Письме от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11 сообщает, что если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности (включая субсидии, предоставляемые по решениям Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям) на осуществление уставной деятельности), а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Однако в случаях предоставления субсидий в целях возмещения затрат некоммерческой организации в связи с оказанием ею специализированных видов услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием полученные субсидии не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

Такие субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном порядке.

В Письмах от 06.06.2012 N 03-03-06/4/60 и от 18.05.2012 N 03-03-06/4/39 Минфин России уточняет вопросы налогообложения субсидий, предоставленных на осуществление соответствующих мероприятий некоммерческой организации, применяющей УСН.

В Письме Минфина России N 03-03-06/4/60 отмечается, что положения пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, при условиях, что субсидии предоставлены из средств бюджета соответствующего уровня на основании решений соответствующих органов безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, полученные средства расходуются некоммерческой организацией, применяющей УСН, на указанные цели, последняя вправе не учитывать указанные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

02.11.2012