О применении ст. 40 и разд. V.1 НК РФ при определении цен и доходов по сделкам для целей налогообложения
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 ноября 2012 г. N 03-01-18/8-159
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ), в соответствии с которым Кодекс дополнен разд. V.1, положения которого определяют правила осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
При этом положения ст. ст. 20 и 40 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 Кодекса до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Признание лиц взаимозависимыми осуществляется в порядке, установленном ст. 105.1 Кодекса.
Одновременно обращаем внимание, что Кодекс не содержит положений, устанавливающих обязанность использования налогоплательщиком в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами методов ценообразования, предусмотренных разд. V.1 Кодекса.
В свою очередь, для целей налогообложения доходы (прибыль, выручка), полученные налогоплательщиком по сделкам между взаимозависимыми лицами, определяются в соответствии с положениями ст. 105.3 Кодекса. Согласно п. 1 указанной статьи в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Необходимо также отметить, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 Кодекса).
В частности, сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия. При этом значение суммового критерия в зависимости от основания признания таких сделок контролируемыми (пп. 1 - 5 п. 2 ст. 105.14 Кодекса) в 2012 г. может составлять от 60 млн руб. до 3 млрд руб.
Кроме того, обращаем внимание, что для целей Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
02.11.2012