Общества взаимного кредитования
(Ушакова А. В.)
("Жилищное право", 2006, N 12)
Текст документа
ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
А. В. УШАКОВА
1. Фонд
Фонд является общественной некоммерческой организацией. Разберемся с составными понятиями определения.
Прежде всего, некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Поскольку законодатель подчеркивает некоммерческую цель существования, значит, целью существования может быть провозглашена любая иная. Однако круг этого разнообразия все же ограничен законодателем. В соответствии с буквальным толкованием положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) это могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели, цели охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Законодатель закрепляет формы существования некоммерческих организаций. Это могут быть общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также иные формы, предусмотренные федеральными законами.
Поскольку фонд является формой существования некоммерческой организации, все общие положения, регулирующие статус некоммерческой организации, также распространяют свое действие и на фонд.
Что касается непосредственно юридического статуса некоммерческой организации, то она считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 2 июля 2005 г.), государственная регистрация - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 указанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Инициировать государственную регистрацию могут следующие лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
- организационно-правовая форма;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
- подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
- способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);
- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
- сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
1) в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
- сведения о банковских счетах юридического лица.
Законодатель устанавливает сроки осуществления государственной регистрации - это не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Решение регистрирующего органа о государственной регистрации служит основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Момент государственной регистрации определяется моментом внесения регистрирующим органом записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В продолжение темы юридического статуса некоммерческой организации следует отметить, что она имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Законодательно не ограничивается срок деятельности некоммерческой организации, однако это возможно предусмотреть в учредительных документах.
Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Регистрация наименования в установленном законом порядке влечет приобретение некоммерческой организацией исключительного права использования указанного наименования. Кроме того, место регистрации определяет место нахождения некоммерческой организации. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Филиал некоммерческой организации - это ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
Представительство некоммерческой организации - это обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
Филиал и представительство некоммерческой организации не имеют статуса юридического лица. Указанный момент порождает множество споров среди теоретиков гражданского права. Одни полагают, что указанные субъекты все же являются субъектами и участниками гражданско-правовых отношений. Приверженцы иной позиции отрицают указанный момент, поскольку названные субъекты не обладают имущественной самостоятельностью. Они наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
В соответствии с положениями ст. 118 ГК РФ, а также положениями ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Таким образом, учредить фонд может как физическое, так и юридическое лицо. Причем, возможен один единственный учредитель. Что касается физических лиц, то основными моментами здесь выступают гражданская правоспособность и совершеннолетие, которые, по своей сути, связаны. По общему правилу наступление совершеннолетия неизбежно влечет наступление полной гражданской дееспособности. Т. е. по общему правилу, учредить фонд может лицо, достигшее 18 лет и обладающее полной гражданской дееспособностью. Если лицо не достигло совершеннолетия, то приобретение гражданской дееспособности в полном объеме возможно в порядке эмансипации.
ГК РФ гласит: несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если:
- он работает по трудовому договору, в том числе по контракту;
- занимается предпринимательской деятельностью, с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным подается несовершеннолетним в суд по месту жительства. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, родителей (одного из родителей), усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора.
Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
Кроме того, приобретение гражданской дееспособности происходит в случае заключения брака лицом, не достигшим совершеннолетия, но достигшим 16 лет (хотя с учетом особых обстоятельств в виде исключения законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет, но не моложе 14 лет). Возможно это по просьбе указанных лиц, заявленной органам местного самоуправления, при наличии уважительных причин. Не существует легального определения уважительных причин, но практика показывает, что это, как правило, беременность несовершеннолетней невесты, рождение ею ребенка, призыв на военную службу жениха, др. Приобретенная таким образом дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным, суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Юридическое лицо также может учредить фонд, но об этом в обязательном порядке уведомляются органы, зарегистрировавшие указанное юридическое лицо.
Фонд также подлежит обязательной регистрации. Именно с этого момента фонд может осуществлять свою деятельность лишь, т. е. с момента государственной регистрации, с внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц и приобретения статуса юридического лица. Таким образом, фонд обладает особой правоспособностью, определенной уставом и закрепленными в нем целями.
Фонд располагает определенной собственностью. Это может быть имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем). Однако в действительности возможны и другие источники формирования имущества фонда: доходы от предпринимательской деятельности, пожертвования, др. Важно то, что использование указанного имущества возможно только для целей, определенных в уставе, т. е. по сути, для реализации общественно полезных целей - социальных, благотворительных, культурных, образовательных. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Таким образом, как указано выше, осуществление предпринимательской деятельности может служить формированию имущества фонда и вообще являться средством к существованию фонда. Однако сфера осуществления предпринимательской деятельности ограничена кругом целей, определенных в уставе (так при основной заявленной образовательной цели осуществление предпринимательства возможно путем проведения семинаров, курсов лекций, издания литературы, публикации в СМИ). При этом учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок его формирования и деятельности определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Устав фонда помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать:
- наименование фонда, включающее слово "фонд";
- сведения о цели фонда;
- указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
- о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
- о месте нахождения фонда;
- о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
Согласно ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован в следующих случаях:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
2. Фонды взаимного кредитования и проката
Особо законодатель выделяет фонды взаимного кредитования и проката. Они создаются садоводами, огородниками и дачниками.
В целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией указанных прав, граждане создают садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, или кооперативы либо партнерства как формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Однако для того, чтобы их деятельность имела юридическое значение, также необходима государственная регистрация. Именно с момента государственной регистрации садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным.
Указанные некоммерческие объединения создаются на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Законодатель регулирует численный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - не менее чем три человека.
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства либо кооператива) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства либо кооператива).
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
Иностранные граждане и лица без гражданства также могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, если земельные участки им предоставляются на праве аренды или срочного пользования.
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Законодатель закрепляет права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Итак, указанное лицо имеет право:
- избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;
- получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;
- самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
- осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке;
- распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
- при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
- при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;
- обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;
- добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;
- осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
- нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
- нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
- использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
- не нарушать права членов такого объединения;
- соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
- своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные уставом такого объединения, налоги и платежи;
- в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
- соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
- участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
- участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
- выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
- соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.
Органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления; общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных.
Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:
1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;
2) срок полномочий уполномоченного такого объединения;
3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);
4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения.
Итак, устав является учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Он утверждается общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:
- организационно-правовая форма;
- наименование и место нахождения;
- предмет и цели деятельности;
- порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;
- права и обязанности такого объединения;
- права, обязанности и ответственность членов такого объединения;
- порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
- порядок участия члена такого объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления такого объединения;
- структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности;
- состав и компетенция органов контроля такого объединения;
- порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем);
- порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения;
- условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;
- порядок изменения устава такого объединения;
- основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения;
- порядок реорганизации и порядок ликвидации такого объединения, порядок вступления его в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, порядок открытия своего представительства.
Кроме того, для кооператива и товарищества законодатель установил дополнительные обязательные аспекты, подлежащие отражению в уставе. В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества указывается также порядок образования специального фонда, являющегося собственностью такого товарищества.
В любом случае положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации. А решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.
В соответствии с общими положениями ФЗ "О некоммерческих организациях" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения на русском языке или на русском языке и государственном языке соответствующей республики.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова "некоммерческое товарищество", "потребительский кооператив", "некоммерческое партнерство".
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Напомню, что фонд - это разновидность некоммерческой организации, фонд располагает своим имуществом. Однако когда речь заходит о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах, имущественный вопрос решается интересно и своеобразно.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.
А имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу в соответствии с законом, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.
Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.
Члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, и такое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Итак, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе:
- осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом такого объединения;
- отвечать по своим обязательствам своим имуществом;
- от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;
- привлекать заемные средства;
- заключать договоры;
- выступать истцом и ответчиком в суде;
- обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- создавать ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;
- осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации правомочия.
Кроме того, необходимо выделить право на создание фондов взаимного кредитования и проката.
Фонды взаимного кредитования создаются в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования.
Фонды проката создаются садоводами, огородниками и дачниками в целях обеспечения учредителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений современными средствами производства, применяемыми при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков.
Фонд взаимного кредитования и проката осуществляет свою деятельность на основе устава, утвержденного учредителями.
Устав фонда взаимного кредитования помимо сведений, указанных в ст. 52, 118 ГК РФ, должен также содержать следующие сведения:
- о сумме взноса учредителя;
- об объектах кредитования;
- порядок очередности предоставления кредита;
- правила ведения кассовых операций;
- перечень должностных лиц, уполномоченных вести кассовые операции;
- порядок контроля за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее нарушение;
- порядок ревизии фонда взаимного кредитования;
- сведения о банках, в которых хранятся наличные деньги фонда взаимного кредитования.
Устав фонда проката помимо сведений, указанных в ст. 52 и 118 ГК РФ, должен содержать:
- сведения о сумме целевого взноса учредителя;
- перечень средств производства, приобретаемых для фонда проката;
- порядок предоставления садоводам, огородникам и дачникам средств производства для временного пользования;
- перечень должностных лиц, ответственных за организацию работы фонда проката.
В заключение подтемы о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях необходимо отметить, что они также могут быть подвергнуты реорганизации или ликвидации.
Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании ГК РФ и федеральных законов. Напомню, что реорганизация юридического лица - это своего рода перевоплощение, создание новых юридических лиц из прежних, действующих. При реорганизации в форме слияния образуется новое юридическое лицо путем прекращения существования первоначальных юридических лиц. При слиянии права и обязанности каждого юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Разделение - это слияние наоборот, первоначальное юридическое лицо распадается на несколько вновь образованных. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При реорганизации в форме присоединения прекращает свое существование только одно юридическое лицо - то, которое присоединяется, оно как бы растворяется в другом юридическом лице. В таком случае к присоединяющему юридическому лицу переходят права и обязанности присоединенного в соответствии с передаточным актом.
При выделении одного юридического лица из другого ни одно из них не прекращает своего существования, но вновь созданное лицо приобретает определенные права и обязанности "материнского" юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Преобразование предполагает фактическое прекращение существования одного юридического лица, но формирование на его основе иного. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносятся соответствующие изменения в его устав или принимается новый устав. В таком случае права и обязанности членов переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного объединения перед его кредиторами и должниками.
Передаточный акт или разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должен быть утвержден общим собранием членов объединения. Затем он представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения.
Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Если разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не дает возможности определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного либо реорганизуемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения перед его кредиторами.
Напомню, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.
При государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в форме присоединения к нему другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения.
Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляются в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц.
Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Требование о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может быть предъявлено в суд органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.
Важно то, что при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество.
3. Общества взаимного кредитования субъектов
малого предпринимательства
Согласно положениям Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Субъект малого предпринимательства подлежит обязательной государственной регистрации. Именно с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Они полномочны:
- не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации;
- поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации;
- определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;
- не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.
Теоретики права полагают, что законодательство относительно обществ взаимного кредитования пробельно, что, в общем-то соответствует действительности, указанный момент очень скупо, лаконично и непоследовательно регулируется законодателем. В связи с чем мы наблюдаем указанную картину? В связи с тем, что население вообще настороженно относится к системам кредитования? В связи с тем, что суть названных отношений в их непостоянности и связанности с критическими финансовыми ситуациями глобального и локального характера?
В указанном контексте необходимо упомянуть Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". В соответствии с положениями указанного Закона кредитный потребительский кооператив - это потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
В обязательном порядке наименование кредитного потребительского кооператива граждан должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив граждан". Организации, не отвечающие требованиям указанного выше Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание "кредитный потребительский кооператив граждан".
Потребительский кооператив действует в соответствии с закрепленными на законодательном уровне принципами:
- добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан;
- свобода выхода из кредитного потребительского кооператива граждан независимо от согласия других членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- равенство прав и обязанностей всех членов кредитного потребительского кооператива граждан независимо от размеров паевых взносов при принятии решений;
- личное участие членов кредитного потребительского кооператива граждан в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан.
Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Кроме того, кредитные потребительские кооперативы граждан имеют право объединяться в ассоциации (союзы) кредитных потребительских кооперативов граждан, вступать в уже созданные ассоциации (союзы) кредитных потребительских кооперативов граждан и выходить из них. Решение о вступлении в ассоциацию (союз) кредитных потребительских кооперативов граждан или о выходе из нее принимается общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан. Высшим органом ассоциации (союза) кредитных потребительских кооперативов граждан является общее собрание представителей кредитных потребительских кооперативов граждан, вошедших в указанную ассоциацию (союз).
Кредитный потребительский кооператив создается по инициативе не менее чем пятнадцати и не более чем двух тысяч человек. Указанное положение также ограничивает численный состав потребительского кооператива указанным числом - не менее пятнадцати и не более двух тысяч человек.
Членами кредитного потребительского кооператива граждан могут быть граждане, достигшие возраста шестнадцати лет (интересное уточнение законодателя, поскольку, как известно, общий и основной возраст гражданской дееспособности - восемнадцать лет).
Законодатель закрепляет совокупность прав и обязанностей членов кредитного потребительского кооператива.
Итак, указанные лица имеют права:
- пользоваться всеми услугами, предоставляемыми кредитным потребительским кооперативом граждан;
- участвовать в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан и быть избранными в его органы;
- передавать на основании договора личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива;
- получать займы на потребительские и иные нужды на условиях, предусмотренных уставом кредитного потребительского кооператива граждан и иными документами, регулирующими деятельность кредитного потребительского кооператива граждан;
- получать компенсацию за использование своих личных сбережений в целях осуществления финансовой взаимопомощи;
- получать от органов кредитного потребительского кооператива граждан любую информацию о деятельности кредитного потребительского кооператива граждан, в том числе информацию о результатах внешних и внутренних проверок финансовой деятельности, в порядке, предусмотренном уставом кредитного потребительского кооператива граждан;
- получить при прекращении членства в кредитном потребительском кооперативе граждан денежную стоимость доли имущества кредитного потребительского кооператива граждан, соответствующей доле паевого взноса члена кредитного потребительского кооператива граждан в сумме паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- приобретать иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом кредитного потребительского кооператива граждан и иными документами, регулирующими деятельность кредитного потребительского кооператива граждан.
Члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны:
- вносить паевые взносы в порядке, предусмотренном уставом кредитного потребительского кооператива граждан. Размер паевого взноса члена кредитного потребительского кооператива граждан не может превышать десять процентов общей суммы паевых взносов;
- соблюдать устав кредитного потребительского кооператива граждан;
- выполнять решения общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан и органов кредитного потребительского кооператива граждан, принятые в пределах их компетенции;
- своевременно возвращать займы;
- покрывать образовавшиеся убытки кредитного потребительского кооператива граждан посредством дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного потребительского кооператива граждан. Члены кредитного потребительского кооператива граждан солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом кредитного потребительского кооператива граждан и иными документами, регулирующими деятельность кредитного потребительского кооператива граждан.
Член кредитного потребительского кооператива граждан несет ответственность по своим обязательствам перед кредитным потребительским кооперативом граждан на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В случае смерти члена кредитного потребительского кооператива граждан его наследникам, если они не являются членами кредитного потребительского кооператива граждан и не хотят или не могут стать членами кредитного потребительского кооператива граждан, выплачивается денежная стоимость доли имущества кредитного потребительского кооператива граждан, соответствующей доле паевого взноса умершего члена кредитного потребительского кооператива граждан в сумме паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива граждан.
Членство в кредитном потребительском кооперативе возможно прекратить в следующих случаях:
1) добровольный выход из кредитного потребительского кооператива граждан;
2) исключение из членов кредитного потребительского кооператива граждан на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и уставом кредитного потребительского кооператива граждан;
3) смерть члена кредитного потребительского кооператива граждан или признание его умершим в установленном законом порядке.
При прекращении членства в кредитном потребительском кооперативе граждан член кредитного потребительского кооператива граждан вправе получить денежную стоимость доли имущества кредитного потребительского кооператива граждан, соответствующей доле паевого взноса в сумме паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива граждан. Указанная сумма должна быть выплачена в сроки, предусмотренные уставом кредитного потребительского кооператива граждан, но не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления о выходе.
Основным учредительным документом является устав, который утверждается и изменяется общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан.
Устав кредитного потребительского кооператива граждан в обязательном порядке должен предусматривать:
- наименование кредитного потребительского кооператива граждан и место его нахождения;
- предмет и цели деятельности кредитного потребительского кооператива граждан;
- порядок приема в члены кредитного потребительского кооператива граждан и прекращения членства в кредитном потребительском кооперативе граждан, в том числе основания и порядок исключения из членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- размер, состав и порядок внесения паевых взносов;
- ответственность членов кредитного потребительского кооператива граждан за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
- порядок возврата члену кредитного потребительского кооператива граждан при выходе из кредитного потребительского кооператива граждан денежной стоимости доли имущества кредитного потребительского кооператива граждан, соответствующей доле его паевого взноса в сумме паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- условия и порядок получения займов членами кредитного потребительского кооператива граждан;
- права и обязанности членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- права и обязанности кредитного потребительского кооператива граждан перед своими членами;
- состав и компетенцию органов кредитного потребительского кооператива граждан, порядок их создания, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;
- источники формирования и порядок использования имущества кредитного потребительского кооператива граждан;
- фонды, создаваемые кредитным потребительским кооперативом граждан;
- порядок покрытия членами кредитного потребительского кооператива граждан понесенных им убытков;
- порядок предоставления информации членам кредитного потребительского кооператива граждан и ответственность органов кредитного потребительского кооператива граждан за ее непредоставление;
- порядок проведения очередных и внеочередных внешних проверок финансовой деятельности кредитного потребительского кооператива граждан;
- порядок реорганизации и ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан.
Также в уставе кредитного потребительского кооператива граждан могут быть предусмотрены иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения, регулирующие создание и деятельность кредитного потребительского кооператива граждан и его органов, в том числе ограничение на участие близких родственников в органах кредитного потребительского кооператива граждан.
Кредитный потребительский кооператив располагает определенным имуществом, которое образуется за счет паевых взносов его членов, доходов кредитного потребительского кооператива граждан от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Личные сбережения членов кредитного потребительского кооператива, привлекаемые в фонд финансовой взаимопомощи, не являются собственностью кредитного потребительского кооператива и не обременяются исполнением его обязательств.
Передача личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу граждан осуществляется на основании договора, заключаемого между кредитным потребительским кооперативом граждан и его членом в письменной форме. В обязательном порядке указываются условия о сумме предоставляемых личных сбережений, порядке их передачи, сроке и порядке их возврата кредитным потребительским кооперативом граждан, размере и порядке платы за их использование. Стороны в договоре могут предусматривать иные условия.
Несоблюдение письменной формы указанного договора влечет за собой его недействительность.
За использование их личных сбережений плата кредитного потребительского кооператива членам кредитного потребительского кооператива граждан включается в сумму расходов кредитного потребительского кооператива граждан.
Личные сбережения граждан, переданные на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и показываются отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива.
В кредитном потребительском кооперативе граждан в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кредитного потребительского кооператива граждан.
Он формируется за счет части собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан, размер которой определяется правлением кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с его уставом и решением общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан, а также личных сбережений членов кредитного потребительского кооператива граждан, передаваемых на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу граждан только для предоставления займов своим членам.
Часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели, не может превышать половину фонда финансовой взаимопомощи. Размер указанной части фонда финансовой взаимопомощи устанавливается в соответствии с уставом кредитного потребительского кооператива граждан общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан. В целом же средства фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива используются для предоставления займов только членам кредитного потребительского кооператива граждан.
Величина временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи не может составлять более половины указанного фонда. Временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи может использоваться исключительно для приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг, а также для хранения на депозитных счетах в банках.
Передача указанных денежных средств кооперативом своим членам оформляется в письменной форме договором займа, нарушение чего влечет за собой его юридическую недействительность.
Интересно, что законодатель уточняет, что кредитный потребительский кооператив может оказывать также и нефинансовые услуги, т. е. другие, соответствующие целям деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан и не противоречащие законодательству Российской Федерации, в том числе:
- заключать договоры страхования от имени и по поручению своих членов в соответствии со своим уставом и решениями общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- оказывать консультационные услуги своим членам.
Однако законодатель также предусмотрел определенные ограничения. Так, кредитный потребительский кооператив граждан не вправе:
- выдавать займы гражданам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива граждан;
- выдавать займы юридическим лицам;
- выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц;
- вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц;
- эмитировать собственные ценные бумаги;
- покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Органами кредитного потребительского кооператива граждан являются общее собрание членов кредитного потребительского кооператива граждан, правление кредитного потребительского кооператива граждан, ревизионная комиссия кредитного потребительского кооператива граждан и директор кредитного потребительского кооператива граждан. В кредитном потребительском кооперативе граждан могут быть дополнительно созданы комитет по займам и (или) иные органы.
Члены правления, члены комитета по займам и члены ревизионной комиссии кредитного потребительского кооператива граждан не получают платы за свою деятельность в указанных органах. Членам правления, членам комитета по займам и членам ревизионной комиссии кредитного потребительского кооператива граждан могут возмещаться расходы, понесенные ими в связи с осуществлением своей деятельности в указанных органах.
Деятельность правления, комитета по займам, ревизионной комиссии и директора кредитного потребительского кооператива граждан регламентируется уставом кредитного потребительского кооператива граждан и положениями об органах кредитного потребительского кооператива граждан, если указанные положения утверждены общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан.
В заключение необходимо отметить порядок реорганизации и ликвидации кредитного потребительского кооператива.
Реорганизация кредитного потребительского кооператива граждан осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Органом кредитного потребительского кооператива граждан, правомочным принимать решение о реорганизации кредитного потребительского кооператива граждан, является общее собрание членов кредитного потребительского кооператива граждан. В случае, если число членов кредитного потребительского кооператива граждан превысит две тысячи человек, в течение 6 месяцев с момента достижения предельной численности проводится реорганизация кредитного потребительского кооператива граждан в форме его разделения либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Ликвидация кредитного потребительского кооператива граждан осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Ликвидация осуществляется также в случае, если число членов кредитного потребительского кооператива граждан составляет менее чем пятнадцать человек. Органом кредитного потребительского кооператива граждан, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является общее собрание членов кредитного потребительского кооператива граждан.
Имущество кредитного потребительского кооператива граждан, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с их паевыми взносами.
В настоящее время существует проект Федерального закона "О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного страхования", в соответствии с которым предусматривается возможность осуществления специализированным потребительским кооперативом (потребительским обществом взаимного кредитования и взаимного страхования) одновременно как заемных операций, так и операций взаимного страхования.
По сути, потребительское общество взаимного кредитования и взаимного страхования - это потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи, страховании имущества и иных имущественных интересов. Проводимые таким образом операции не относятся к банковским. Они финансируются из средств и фондов потребительского общества, создаваемых за счет паевых взносов и денежных сбережений членов общества, а также доходов общества. Привлечение банковских кредитов возможно лишь в исключительных случаях.
Теоретики права оценивают указанную задумку как весьма удачную и перспективную, поскольку очевидно совмещение единых целей - оказание финансовой помощи пайщикам кооператива. Однако отдельные специалисты в области страхования полагают, что полное разграничение кредитования и страхования, в том числе и на законодательном уровне, будет более эффективным.
Но к какой бы точке зрения ни склонялись теоретики, лишь реализация проекта закона покажет, насколько приживется институт на территории Российской Федерации с учетом субъектной специфики, тем более что мировая практика показывает, что аналогичные организации давно и во многих странах функционируют весьма успешно.
Название документа