Основной вид деятельности организации, применяющей УСН ("доходы"), - деятельность в области права (74.11 ОКВЭД). Может ли организация для расчетов с населением использовать БСО или ей необходимо приобрести ККТ?
Ответ: При оказании услуг населению в области права организация, применяющая УСН, вправе использовать БСО и не приобретать ККТ. БСО должны удовлетворять требованиям, установленным Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 359).
Обоснование: Пункт 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ устанавливает, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), не содержит услуги "Деятельность в области права".
В то же время согласно Постановлению Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (далее - ОКВЭД) под деятельностью в области права понимается представление интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах.
Эта деятельность осуществляется или контролируется лицами, являющимися членами коллегии адвокатов и включает: консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в суде в связи с трудовыми спорами; деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, подготовку юридических документов: свидетельств о регистрации компаний, уставов организаций и аналогичных документов, связанных с созданием компаний, патентов и авторских договоров, подготовку юридических актов, завещаний, доверенностей и т. п. К данной группировке относится деятельность адвокатов, нотариусов, лиц, назначаемых судом для снятия свидетельских показаний, и третейских судей.
Таким образом, исходя из определения деятельности в области права, содержащегося в ОКВЭД, предполагается, что такие услуги могут оказываться как физическим, так и юридическим лицам.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 25.11.2013) (далее - Закон N 54-ФЗ) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минфин России в Письме от 08.10.2012 N 03-01-15/8-213 (направлено Письмом ФНС России от 24.10.2012 N АС-4-2/18034) разъяснил, что принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется ОКУН. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг населению является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в ОКУН присутствует слово "прочие", что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг в качестве исчерпывающего.
При этом организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения N 359.
Пункт 3 Положения N 359 устанавливает, что документ должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серию;
б) наименование и организационно-правовую форму - для организации;
фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дату осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
На основании изложенного полагаем, что использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству Российской Федерации, в случае если эти услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН в качестве услуг населению.
Таким образом, при осуществлении деятельности в области права, оказывая услуги физическим лицам, организация вправе применять БСО вместо ККТ. При этом БСО должны содержать реквизиты, указанные в п. 3 Положения N 359.
Д. В.Завгородний
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
05.05.2014