Организация, применяющая УСН, не представила по требованию налогового инспектора, проводящего проверку полноты учета выручки, книгу учета доходов и расходов, но представила ряд других документов, в частности приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, кассовую книгу и другие. В требовании о представлении документов была упомянута ст. 19.7 КоАП РФ. Правомерно ли в этой ситуации привлечение организации к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ?

Ответ: Привлечение организации к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что организация не представила по требованию налогового инспектора, проводящего проверку полноты учета выручки денежных средств, книгу учета доходов и расходов, неправомерно.

Обоснование: Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность в том числе за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Данное нарушение влечет предупреждение или административный штраф на юридических лиц от 3 до 5 тыс. руб.

Осуществление контроля за полнотой учета выручки денежных средств возложено на налоговые органы (ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пп. 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

При контроле и надзоре за полнотой учета выручки специалисты инспекций имеют право проверять организации, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, и запрашивать для проверки документацию (п. 6 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент)):

- связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств (п. п. 2, 7 Регламента);

- которая относится к предмету проверки (п. 30 Регламента).

На наш взгляд, это документы, предусмотренные Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П, в том числе расчетно-платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, кассовая книга и т. д.

Однако специалисты налоговых органов в рамках контроля и надзора за полнотой учета выручки запрашивают и книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, руководствуясь пп. "т" п. 29 Регламента.

Вместе с тем книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга), предназначена для ведения учета именно доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по УСН и не относится к документам, связанным с учетом денежных средств (ст. 346.24 Налогового кодекса РФ, Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 31.12.2008 N 154н).

Так, в графе 4 разд. I "Доходы и расходы" книги отражаются доходы, в которые включаются доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. ст. 249, 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Порядок признания и учета доходов при определении налоговой базы по налогу при УСН установлен п. п. 1, 3 ст. 346.17, п. п. 1 - 5, 8 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.25 НК РФ.

На основании вышеизложенного организация, применяющая УСН, которую налоговые органы проверяют в рамках контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств, не обязана представлять книгу учета доходов и расходов, так как этот документ не относится к документации, связанной с учетом денежных средств, а значит, привлечение организации к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в данном случае неправомерно.

В дополнение отметим, что само по себе наличие в бланке требования о представлении документов указания на ст. 19.7 КоАП РФ:

- не является доказательством возможности привлечения к административной ответственности за непредставление книги учета доходов и расходов;

- не нарушает прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- не создает каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

А значит, не может быть обжаловано (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2011 N А56-16081/2010).

Д. И.Воробьев

Издательство "Главная книга"

31.10.2012