Новый бухгалтер организации, применяющей УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", обнаружил не проведенные в учете документы по ремонту офиса, произведенному подрядной организацией в 2011 г. Ремонт был оплачен в том же году. Можно ли учесть эти затраты в текущем периоде и не подавать уточненную декларацию по УСН за 2011 г.?

Ответ: Если организация при исчислении единого налога, уплачиваемого при применении УСН, не учла расходы, относящиеся к прошлым периодам, то на основании ст. 54 Налогового кодекса РФ она вправе учесть указанные расходы в текущем периоде при условии, что указанные расходы перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, расходы документально подтверждены и оплачены.

Обоснование: При определении налогооблагаемой базы по УСН расходы на ремонт офиса могут быть учтены на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на УСН принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из п. 2 ст. 346.17 НК РФ, расходы, подтвержденные первичными документами, учитываются только после их фактической оплаты.

Таким образом, если услуги по ремонту офиса оплачены в 2011 г., но первичные документы не были проведены, то такие расходы при определении налоговой базы за 2011 г. не были учтены.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Таким образом, в случае обнаружения непроведенных документов следует учитывать, что они по дате относятся к прошлому периоду, следовательно, расходы могут быть отражены в прошлых налоговых периодах, что влечет подачу уточненной декларации.

При этом согласно ст. 81 НК РФ, если выявленные ошибки привели к занижению налоговой базы и суммы налога, налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, а если ошибки не привели к занижению налоговой базы, налогоплательщик вправе подать уточненную декларацию.

Вместе с тем с 1 января 2010 г. вступили в силу поправки в ст. 54 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации": налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Соответствующие разъяснения финансовых органов существуют, в основном, в отношении налога на прибыль.

Так, в Письме Минфина России от 12.05.2010 N 03-03-06/1/322 разъясняется: если документы, подтверждающие расходы прошлого налогового периода, поступили в текущем периоде, налогоплательщик на основании ст. 54 НК РФ вправе учесть такие расходы в текущем периоде. Аналогичный вывод следует из Писем Минфина России от 29.03.2010 N 03-02-07/1-131 и от 30.07.2010 N 03-03-06/1/498.

Эти разъяснения финансовых органов, по нашему мнению, в полной мере можно применять и при определении налогооблагаемой базы по УСН.

Таким образом, если организация при исчислении единого налога, уплачиваемого при применении УСН, не учла расходы, относящиеся к прошлым периодам, то на основании ст. 54 НК РФ она вправе учесть указанные расходы в текущем периоде при условии их документального подтверждения и оплаты.

В. И.Суколенова

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

31.10.2012