Организация была вынуждена неоднократно в течение одного года перерегистрироваться по новым юридическим адресам. При этом происходила смена инспекций ФНС, в которых организация состояла на учете, а производственная деятельность организации убыточна
Возможны ли негативные налоговые последствия от смены юридического адреса для организации, а именно невозможность для целей исчисления налога на прибыль организаций учесть убытки, полученные по старому адресу, в декларации, подаваемой в инспекцию по новому адресу?
Ответ: Законодательство РФ не содержит запрета на перенос полученных убытков на будущее для целей исчисления налога на прибыль организаций, в случае если убытки возникли до изменения места нахождения налогоплательщика.
Обоснование: Согласно п. 8 ст. 274 Налогового кодекса РФ убыток представляет собой отрицательную разницу между доходами и расходами, учитываемыми для целей налогообложения.
Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) (ст. 283 НК РФ).
В НК РФ существует ряд исключений, на которые не распространяется данное правило. Среди приведенных в НК РФ оснований для исключения из общего правила об отнесении убытков на будущее отсутствует такое основание, как изменение места нахождения налогоплательщика.
В соответствии с приведенными аргументами можно сделать вывод о том, что законодательство РФ прямо не запрещает осуществлять перенос убытков на будущее даже в том случае, если убытки возникли до изменения места нахождения налогоплательщика.
На практике при изменении места нахождения юридического лица сведения, касающиеся налогообложения данного лица, подлежат передаче в налоговый орган по новому месту нахождения.
Для этого в обязательном порядке осуществляется сверка взаиморасчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами на дату снятия организации с учета. Указанная обязанность и процедура ее реализации установлены Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".
При этом снятие с учета юридического лица осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), а постановку на учет по новому месту нахождения осуществляет налоговая инспекция по новому месту нахождения юридического лица на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту регистрации налогоплательщика (п. 4 ст. 84 НК РФ).
В целях подтверждения объема понесенных убытков в течение всего срока существования организации рекомендуется осуществлять хранение всех документов, обосновывающих размеры и основания понесенных убытков.
Кроме того, обращаем внимание, что неоднократное проведение процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения является одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок").
М. В.Волкова
ООО "Институт независимых
социально-экономических исследований"
Материал предоставлен при содействии
ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
31.10.2012