Организация планирует в рекламных целях передать часть новых приборов, производство которых только началось, в качестве бесплатных образцов (расходы на их производство не превышают 100 руб.). Передача будет производиться потенциальным покупателям из числа существующих клиентов. Клиенты организации - как российские, так и иностранные юридические лица, находящиеся за пределами Российской Федерации
Правомерно ли воспользоваться освобождением от налогообложения по НДС, предусмотренным пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Ответ: Операции по передаче организацией потенциальным покупателям из числа существующих клиентов бесплатных образцов продукции, расходы на производство которых не превышают 100 руб. за единицу, подлежат обложению НДС, так как не выполняется условие о передаче товара в рекламных целях.
Обоснование: В соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ операция передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не подлежит налогообложению на территории РФ.
В силу ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из вопроса следует, что образцы продукции передаются определенному кругу лиц - потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки, поэтому затраты на производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам.
Как разъяснено в Письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, направленном Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@, в целях администрирования налога на добавленную стоимость в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в данной ст. 3 Закона N 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Учитывая приведенное ФАС России толкование, можно сделать вывод, что, поскольку в рассматриваемой ситуации организация, осуществляющая передачу образцов, определяет, кому будет осуществлена доставка, отсутствует неопределенный круг лиц, а значит, отсутствуют и признаки рекламы.
Следовательно, имеют место безвозмездная передача товара и оказание безвозмездных услуг по доставке.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, передача образцов товара покупателям на безвозмездной основе и услуги по доставке данных образцов являются объектом налогообложения по НДС.
В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ при экспорте товаров с территории Российской Федерации применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в том числе документов об оплате реализованных товаров, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу.
М. В.Волкова
ООО "Институт независимых
социально-экономических исследований"
Материал предоставлен при содействии
ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
31.10.2012