О применении положений Федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке ОАО оборудования, в случае если доля участия РФ в уставном капитале ОАО менее 50%
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2012 г. N 02-11-08/4533
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение ОАО о возможности закупки оборудования без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), в случае если доля участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО менее 50%, и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, а также в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации не относятся вопросы по разъяснению законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг и практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным определить позицию Минфина России по изложенному в обращении вопросу.
Согласно общим требованиям действующего законодательства Российской Федерации хозяйственное общество не является субъектом правоотношений Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг следующих хозяйствующих субъектов:
1) государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50% (далее - отдельные юридические лица);
2) дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит отдельным юридическим лицам;
3) дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным дочерним обществам.
Таким образом, любое юридическое лицо, имеющее указанную выше организационно-правовую форму и соответствующее указанным требованиям Федерального закона N 223-ФЗ, осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями данного Закона.
По мнению Минфина России, ОАО будет являться субъектом правоотношений Федерального закона N 223-ФЗ, в случае если:
- после взноса в уставный капитал ОАО доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
- является организацией, осуществляющей виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более 50% долей в совокупности принадлежит отдельным юридическим лицам;
- является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более 50% долей в совокупности принадлежит дочернему хозяйственному обществу, в уставном капитале которого более 50% долей в совокупности принадлежит отдельным юридическим лицам.
Таким образом, возникновение обязанности хозяйствующего субъекта руководствоваться Федеральным законом N 223-ФЗ связано в том числе с результатами проведения расчета совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных юридических лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с ч. 4 - 6 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ, в случае если хозяйственное общество, являясь субъектом правоотношений Федерального закона N 223-ФЗ, в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного Закона не разместило в установленном порядке утвержденное положение о закупке, данное хозяйственное общество обязано при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями Федерального закона N 94-ФЗ до дня размещения утвержденного положения о закупке в установленном порядке. Аналогичная обязанность возникает в случае изменения совокупной доли участия в уставном капитале хозяйственного общества, вследствие которого на отношения, возникающие в связи с закупкой товаров, работ, услуг, распространяются положения Федерального закона N 223-ФЗ.
Директор
Департамента бюджетной политики
и методологии
С. В.РОМАНОВ
30.10.2012