Некоторые правовые аспекты определения размера арендной платы за землю под линейными объектами (на примере магистральных нефтепроводов)

(Межецкий А. Н.) ("Юрист", 2013, N 16) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ ПОД ЛИНЕЙНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (НА ПРИМЕРЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ)

А. Н. МЕЖЕЦКИЙ

Межецкий Андрей Николаевич, доцент кафедры экономики товарных рынков Тюменского государственного нефтегазового университета, юрисконсульт ОАО "Сибнефтепровод", кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены актуальные вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Действующее законодательство предусматривает льготный размер арендной платы для линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог, железнодорожных линий). Автор обосновывает возможность применения льготной арендной платы не только под линейной частью, но и под сопутствующими сооружениями линейных объектов.

Ключевые слова: договор аренды, земельный участок, арендная плата, линейный объект, нефтепровод.

Certain legal aspects of determination of the amount of lease payment for land under linear objects (as exemplified by main oil pipelines) A. N. Mezheckij

The article is devoted to topical issues of determining the amount of rent for the land plots in state or municipal ownership. The current legislation provides for preferential rents for linear objects (power transmission lines, communication lines, pipelines, roads, railway lines). The author substantiates the possibility of applying a reduced rent not only under the linear part, but under the concomitant structures of linear objects.

Key words: contract of rent, land, rent, linear object, pipeline.

Для участников хозяйственного оборота, эксплуатирующих линейные объекты, размер арендной платы за землю под такими объектами может оказывать достаточно существенное влияние на бюджет предприятия. Указанный тезис приобретает особую актуальность для юридических лиц, для которых эксплуатация линейных объектов является основным видом деятельности. Анализ правового регулирования обозначенного вопроса свидетельствует о наличии некоторой неоднозначности. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <1> юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем. При этом Закон устанавливает, что размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а если земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте, арендная плата не может превышать 1,5% кадастровой стоимости в год. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Вместе с тем согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <2> правила, предусмотренные абз. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", об ограничении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, распространяются на все арендуемые земельные участки, которые заняты линиями электропередачи, связи, трубопроводами, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) вне зависимости от наличия факта переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. -------------------------------- <2> Постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 г. N 12404/09 по делу N А58-2302/2008 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 5.

Согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации <3> ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. -------------------------------- <3> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Поскольку в рассматриваемой ситуации земельный участок предоставлен для обслуживания нефтепровода и сопутствующих сооружений (линейных объектов), он в силу п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям, предоставленным для нужд организации транспорта, поэтому ограничен в обороте. Вместе с тем для применения ограничения по размеру арендной платы необходимо установить принадлежность объектов на соответствующем земельном участке к категории линейных. Применительно к магистральным нефтепроводам действуют Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов <4> (утв. Приказом Минэнерго России от 24.04.2002 N 129, далее - Нормы проектирования), в соответствии с которыми магистральный нефтепровод - это инженерное сооружение, состоящее из трубопроводов с арматурой и связанных с ними нефтеперекачивающих станций, хранилищ нефти и других технологических объектов, обеспечивающих приемку, транспортировку, сдачу нефти потребителям или перевалку на другой вид транспорта. -------------------------------- <4> Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов. РД 153-39.4-113-01 (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 апреля 2002 г. N 129) // СПС "КонсультантПлюс".

Из раздела 6 указанных Норм проектирования следует, что линейной частью является только непосредственно нефтепровод как сооружение из труб, соединительных деталей и арматуры для передачи на расстояние нефти. Другие объекты магистрального нефтепровода (в том числе базы производственного обслуживания, базы технического обеспечения и комплектации оборудования, автотранспортные подразделения, ремонтно-строительные подразделения, цехи технологического транспорта и спецтехники; оборудование и сооружения, используемые для охраны производственных объектов) к категории линейных не относятся. Данный вывод дополнительно подтверждается положениями п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающими возможность применения ограничения размера арендной платы в отношении линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений (линейных объектов). Другими словами, указанный Закон к категории линейных объектов также относит лишь непосредственно трубопроводы. Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <5> линейные объекты - это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4604.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения дела о порядке применения льготы по размеру арендной платы, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09), дал общеобязательное толкование указанной нормы и указал на обязательность применения льготного размера арендной платы в отношении земельных участков, занятых линейными объектами. С учетом того что непосредственным основанием для принятия указанного Постановления явился спор о применении льгот в отношении земельных участков, занятых магистральными тепловыми сетями II очереди, Президиум толкует линейный объект как магистральное инженерное сооружение. Из указанной позиции следует, что льгота по арендной плате, установленная ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подлежит применению к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и занятым, в том числе, магистральными нефтепроводами. Дополнительным аргументом может служить п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформления прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. На основании изложенного предприятия трубопроводного транспорта освобождены от необходимости оформления прав (в том числе аренды) на земельные участки, занятые подземной частью магистрального нефтепровода, и, соответственно, освобождены от арендной платы за соответствующий земельный участок. В результате реальная возможность применения льготы по размеру арендной платы фактически возникает в отношении земельных участков под надземными объектами магистральных нефтепроводов. Данное обстоятельство косвенно подтверждает необходимость и возможность применения льготы, предусмотренной ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в отношении надземных объектов магистральных нефтепроводов. Приведенные суждения дают основания для применения льгот по арендной плате за землю не только под линейной частью линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и других подобных сооружений, но и под их сопутствующими сооружениями. Кроме того, приведенные выводы поддержаны судебной практикой <6>. -------------------------------- <6> Например, арбитражное дело N А70-1249/2012 // Банк решений арбитражных судов. URL: kad. arbitr. ru.

Название документа