Соответствующим решением представительного органа муниципального образования в отношении распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в установленном порядке введен ЕНВД. Должна ли организация применять ЕНВД в отношении деятельности по распространению в виде рекламных конструкций наружной рекламы своих собственных услуг (собственной деятельности), а не товаров, работ и услуг третьих лиц (деятельности третьих лиц)?

Ответ: Учитывая позицию Минфина России и судебную практику, ЕНВД в отношении деятельности по распространению организацией в виде рекламных конструкций наружной рекламы своих собственных услуг, а не товаров, работ и услуг третьих лиц не применяется.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

В силу ст. 346.27 НК РФ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций - предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Следует отметить, что до 2013 г. применение ЕНВД обязательно, а после 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносящего изменения в п. 1 ст. 346.28 НК РФ, предусмотрен добровольный переход на ЕНВД, рассматриваемый вопрос актуален как до 2013 г., так и после.

Как следует из приведенного положения ст. 346.27 НК РФ, распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций только тогда подпадает под ЕНВД, когда оно представляет собой предпринимательскую деятельность.

На основании п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 11.06.2008 N 03-11-04/3/268, деятельность по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах и (или) услугах, контактной информации об организации и так далее не может быть признана в целях применения гл. 26.3 НК РФ соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность".

Поэтому размещение на плакатах на фасаде здания, в котором организация арендует помещения в целях осуществления предпринимательской деятельности, а также на стендах возле здания и на рекламных щитах информации о реализуемых товарах, контактной информации и наименования организации, то есть информации о собственной предпринимательской деятельности организации, не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

Соответственно, указанная деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

По нашему мнению, данная позиция Минфина России подлежит применению в рассматриваемой ситуации, так как при размещении собственной рекламы прямой доход организация не получает.

Таким образом, применять ЕНВД организации, которая с использованием рекламной конструкции распространяет наружную рекламу своих собственных услуг (собственной деятельности), а не товаров, работ, услуг третьих лиц (деятельности третьих лиц), неправомерно.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

ФАС Московского округа в Постановлении от 02.03.2010 N КА-А41/355-10 указал, что деятельность по размещению собственной рекламы организациями, оказывающими услуги по распространению рекламы и занимающимися рекламной деятельностью, не является предпринимательской и не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Размещая собственную рекламу, организация получает некоторую неэкономическую выгоду, но такая выгода не может считаться доходом в том правовом значении, которое установлено ст. 2 ГК РФ и ст. 41 НК РФ, поскольку экономическая выгода в денежной или натуральной форме при размещении собственной рекламы отсутствует.

Д. В.Комаров

Счетная палата

Российской Федерации

25.10.2012