Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, закупила товар у контрагента, получив от него при этом кассовый и товарный чеки. Вправе ли организация принять такие расходы для уменьшения налоговой базы по налогу, если контрагент на момент сделки не был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц?

Ответ: Организация, не зарегистрированная в Едином государственном реестре юридических лиц, не обладает правоспособностью и не имеет права осуществлять торговую или какую-либо другую деятельность. Соответственно, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, закупившая у такого контрагента товар и получившая от него кассовый и товарный чеки, не вправе принять такие расходы в целях уменьшения налоговой базы по УСН.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения при УСН являются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом ст. ст. 346.15 и 346.16 НК РФ определен порядок определения доходов и расходов при применении УСН. В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, который, в свою очередь, устанавливает, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поэтому налогоплательщику надо осознавать, что при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей налогообложения ему необходимо исходить из имеющихся у него первичных документов, которые позволяли бы сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (как в данной конкретной ситуации) фактически осуществлены.

Порядок оформления первичных документов изложен в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Разумеется, при УСН ведение бухгалтерского учета не является обязанностью налогоплательщика, но в данном случае следует рассмотреть определение первичных документов, данное в указанной статье, ведь именно такими документами организация обосновывает понесенные расходы. Итак, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

В рассматриваемой ситуации у организации имеются первичные документы в виде кассового и товарного чеков. Но организация, их выдавшая, не была зарегистрирована на момент их выдачи в ЕГРЮЛ, соответственно, не состояла на налоговом учете и не могла указать корректный ИНН в данных документах.

Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, а также в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Таким образом, если на дату покупки товара контрагент организации не был зарегистрирован как юридическое лицо, следовательно, такой поставщик не обладал правоспособностью и не мог осуществлять торговую или какую-либо другую деятельность. А указанные первичные документы не могут служить доказательством понесенных налогоплательщиком расходов.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08 определена правовая позиция, согласно которой правовые отношения налогоплательщиков с подобными контрагентами влекут негативные налоговые последствия.

Вопрос недобросовестных контрагентов часто становится предметом судебных разбирательств. И в подавляющем большинстве случаев налогоплательщик вынужден отказаться от принятия подобных расходов, связанных с получением первичных документов с недостоверными сведениями от юридически не существующих организаций. Суд занял аналогичную позицию, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2012 N А66-5501/2011.

Г. Н.Афиногенова

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

25.10.2012