Цивилизационная специфика функционирования современного российского бизнеса, или об истоках национальной нелюбви россиян к бизнесменам

(Романенко Л. М.)

("Юридический мир", 2006, N 12)

Текст документа

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО

РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА, ИЛИ ОБ ИСТОКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЛЮБВИ

РОССИЯН К БИЗНЕСМЕНАМ

Л. М. РОМАНЕНКО

Несмотря на наличие многочисленных и разнообразных отечественных и зарубежных теорий, идей и концепций, объясняющих суть, практические формы проявления и логику функционирования современного российского бизнеса, он все еще во многом остается для исследователей "тайной за семью печатями". Как и другие структуры, институты и процессы нынешней отечественной действительности, российский бизнес представляет собой сложное, противоречивое, зачастую непонятное и плохо прогнозируемое явление нашей сегодняшней жизни.

Такая "научная неопределенность" в отношении одной из базовых составляющих современного российского социального пространства оказывает серьезное негативное влияние на развитие общества в целом, не позволяя создать адекватную, научно обоснованную, понятную для всего населения генеральную стратегию экономического развития России. Без такой программы, как убедительно демонстрирует нынешняя отечественная действительность, говорить о создании четкой системы национальных приоритетов, способной реально обеспечить выход России на лидирующие позиции в "мировой табели о рангах", не представляется возможным.

При анализе любого социального процесса и явления исследователей прежде всего интересуют устойчивые, постоянно присутствующие в них свойства и качества, их "социальный каркас". Такие свойства и качества получили в обществоведческих науках название социальных констант (от лат. constantis - постоянный). Именно их анализ дает ученым возможность понять суть, формы актуализации и перспективы дальнейшего развития того или иного социального, экономического, политического, идеологического и другого процесса, явления, института. Курьезом является то, что зачастую наиболее сложным является корректная научная интерпретация не столько глубоко скрытых и хорошо "замаскированных" социальных констант, сколько адекватное объяснение их "бросающихся в глаза" аналогов.

Такой "бросающейся в глаза" социальной константой российского социального пространства является нелюбовь наших соотечественников к представителям отечественного бизнеса. Этот прискорбный факт с надоедливым постоянством фиксируется в научных трудах, журналистских статьях и расследованиях, в публикациях таблоидов и серьезных аналитических изданий, в разговорах и интервью, в данных массовых опросов. Не любят россияне бизнесменов, причем никаких: ни хороших, ни плохих. Слова "бизнес" и "бизнесмен", несмотря на активную пропаганду и рекламу предпринимательского образа жизни, пока стабильно ассоциируются в национальном общественном сознании с существительными и прилагательными неприличными, непристойными и нецензурными. Эта же ассоциативная цепочка формирует и поведенческие паттерны наших соотечественников по отношению к предпринимательству вообще (включая отношение к частной собственности, уважение к правам собственника и т. п.) и к бизнесменам в частности по принципу "Бизнесмен - значит виновен".

Столь негативный имидж как отечественного бизнеса, так и лично бизнесменов серьезно осложняет и без того нелегкие нынешние российские трансформации, дополнительно создавая в пространстве страны мощные поля социальной напряженности, и постоянно ставит вопрос о том, сможет ли Россия вообще успешно вписаться в глобальный мировой контекст, поскольку в развитых демократических странах бизнес - это основа процветания государства, а бизнесмены - признанные национальные лидеры. Попробуем разобраться в этом сложном и запутанном деле, используя в качестве "научных ориентиров" достижения цивилизационной парадигмы, в рамках которой все существующие человеческие сообщества подразделяются на два равнозначимых типа государств: восточные и западные. Первые (к которым относится и Россия) базируются на приоритетной роли государства в общественной жизни. Основу вторых (прежде всего, США и страны Западной Европы) составляет институт частной собственности.

Несмотря на то что основы и генеральные закономерности, по которым существует и эволюционирует предпринимательство, являются одинаковыми для всех типов обществ (и в западных, и в восточных типах социального пространства его основу составляют личная инициатива, собственность и рынок), конкретные возможности, особенности и границы функционирования и развития национального бизнеса детерминируются тем, какой именно социальный институт (собственность или государство) играет приоритетную роль в том или ином конкретном человеческом сообществе. Эти различия - значительны, и именно они, как мы полагаем, лежат в основе перипетий и несуразностей функционирования нынешнего российского бизнеса.

В обществах западного типа бизнес функционирует в качестве генеральной социальной практики, задающей базовые параметры развития всех остальных подсистем конкретного социума. То есть бизнес работает, будучи органично включенным в весь спектр разнообразных социальных связей и взаимодействий, и его основной задачей является работа для общества и его граждан. Поэтому выбор индивидом предпринимательской деятельности в качестве своей социальной самореализации означает для него включение в существующий в обществе социальный порядок и возможность (в случае успешного карьерного роста) встать "у руля": стать одним из лидеров нации, т. е. одним из тех, кто определяет и задает базовые параметры функционирования всей социальной системы.

В России же ситуация складывается противоположным образом. В ней генеральная социальная практика - это политика, т. е. властные отношения. Поэтому в России экономика (бизнес) всегда носила и будет носить (нравится нам это или не нравится) подчиненный политике характер. Такова цивилизационная специфика нашей страны. Изменить ее нельзя. Она инвариантна. К ней (как к "социальной гравитации") можно лишь приспособиться. Сделать это наиболее оптимальным образом - задача нынешнего российского общества.

Именно указанная выше цивилизационная специфика стала, по нашему мнению, главной причиной того, что современный российский бизнес был вынужден вступить с борьбу с государством, чтобы отобрать у него социальную монополию на все сферы общественной жизни и тем самым перераспределить отечественное социальное пространство. Иными словами, нынешний отечественный бизнес (в отличие от его западных аналогов) был изначально сформирован - подчеркнем это особо - как протестная социальная практика. Поэтому его основной задачей стала работа против государства, а поскольку к началу перестройки в социалистическом обществе государство было тождественно всему обществу, то нарождающийся российский бизнес объективно стал работать уже против общества и составляющих его основу большинства российских граждан.

Отметим, что необходимость такой борьбы была в значительной мере обусловлена недальновидной политикой Советского государства, всеми имеющимися ресурсами активно и целенаправленно боровшегося против частной собственности как против "абсолютного зла". В результате длительного проведения такой политики в масштабах всего общества инициативные, предприимчивые люди были вынуждены осуществлять свою деятельность в полулегальной, а то и в открыто криминальной среде. Серьезным негативным последствием этого стало то, что прослойка потенциальных отечественных предпринимателей сформировалась не в легальном социальном пространстве цивилизованного бизнеса, а полулегальной и нелегальной среде, ассимилируя именно ее нормы и поведенческие паттерны. Объективным и в значительной мере естественным результатом такого положения вещей стала масштабная криминализация нынешнего российского бизнеса, которая сегодня деформирует уже не только отечественное, но и мировое бизнес-пространство.

Отнимая у государства огромные материальные ресурсы, российские бизнесмены одновременно отнимали их у всего населения в целом. Представить себе, чтобы индивиды, содержанием деятельности которых была изначальная направленность на осуществление "отъема" у населения принадлежавших ему ранее ресурсов, могли бы стать лидерами нации, довольно сложно. Это возможно лишь в том случае, если, получив общественные ресурсы, человек (не забывая, конечно, и о собственной немалой выгоде) направляет их на благо всего общества, тем самым повышая не только уровень своего благосостояния, но и уровень благосостояния других граждан. Такие немногочисленные примеры в современном российском бизнесе имеются, хотя и представляют собой пока скорее исключение, чем правило.

Как бы ни был талантлив бизнесмен, его деятельность, направленная исключительно на повышение своего личного благосостояния путем эксплуатации (а нередко и сверхэксплуатации) доставшихся ему ресурсов, бывших ранее в общественной собственности, никогда не приведет его к вершинам реального устойчивого социального и политического успеха. "Вор должен сидеть в тюрьме!" - таково будет отношение населения, несмотря на огромные расходы бизнесменов на пиар и политические партии, защищающие их интересы. "Показать этому быдлу, как живут настоящие люди!" - лозунг отечественной индустрии роскоши, обслуживающей российских предпринимателей и их близких. Потому и получается, что бизнес, существующий в западных обществах как генеральная социальная практика, созданная для динамичного развития уровня материального обеспечения общества и повышения его благосостояния, в нашей стране превратился в социальную практику, девизом которой вполне может стать старинная русская поговорка "Назло, да наперекор, да людям укор".

Еще одним сложным для корректной научной интерпретации феноменом стало неожиданное и непонятное для многих падение уровня экономического развития нашего общества. Ожидаемого взлета российской экономики, а также резкого роста благосостояния населения, вызванных заменой неповоротливого и нерачительного государственного управления на предприимчивость, экономичность и мобильность частного бизнеса (ради чего во многом и были предприняты демократические реформы), не последовало. Основной причиной такого прискорбного положения вещей, по нашему мнению, стала и не могла не стать указанная выше цивилизационная особенность российского предпринимательства - его протестный характер.

Использование протестных форм и методов осуществления собственной активности в качестве генеральных социальных практик (причем не только в экономической сфере) - дело выгодное в тактическом плане. Оно позволяет индивидам и социальным группам и стратам успешно и активно противостоять диктату государства и общества. А при наиболее удачном "социальном раскладе" - добиваться значимого перераспределения имеющихся в сообществе ресурсов в свою пользу. Однако в стратегическом плане, как показывает не только отечественная история, протестные социальные практики - вариант заведомо проигрышный.

Дело заключается в том, что эти практики лишены внутренних источников своего развития. Они накрепко привязаны к тому политическому субъекту, экономической структуре или социальному институту, с которыми борются граждане, выбравшие протестные практики в качестве генеральных моделей поведения. Если эта борьба оказывается успешной, то победившая сторона просто не знает, что делать дальше и куда идти. Она умеет только разрушать, бороться и ненавидеть. За ответом на вопрос о том, можно ли, имея подобные мотивации, создать мощную конкурентоспособную национальную экономику, далеко ходить не надо. Наша сегодняшняя экономическая ситуация дает на этот вопрос ясный и недвусмысленный ответ.

Когда разрушать и ненавидеть больше нечего - остается либо разрушать самого себя, либо учиться жить по-новому. Первый вариант пока пользуется значительно большей популярностью среди представителей российского бизнеса. Для них такое положение вещей является подтверждением тезиса о том, что "Нет в мире счастья". У широких слоев населения на этот счет другое мнение. "Бог видит и карает" - дружно считают россияне. Выход из этого тупика найти можно и нужно. И заключается он, думается, в переориентации российского бизнеса, в его переходе от экономических практик, основу которых составляет протестное содержание, к экономическим практикам, направленным на созидание, на творчество, на благо, а не назло обществу и людям, его составляющим. Только в этом случае деятельность российского бизнеса сможет наконец получить достойное признание в глазах страны и ее народа, а его наиболее выдающиеся представители - заработать почетное место в отечественной истории.

Нельзя, однако, не упомянуть еще об одном очень опасном цивилизационном подводном камне, определяющем особенности мотиваций нынешних российских предпринимателей и способном свести на нет их самые благие бизнес-намерения и пожелания. Он также связан с протестной компонентой, проявляясь на личном, персональном уровне и негативно структурируя повседневную деятельность конкретных людей.

Российский бизнес как генеральная протестная социальная практика (в отличие от своих западных аналогов) направлен в том числе и на борьбу против существующих в обществе норм и правил человеческого общежития. В нашем обществе в их основе лежат не материальные, а духовные нормы и ценности. Поэтому главный вызов для национального менталитета - оставаться человеком даже в самых нечеловеческих условиях, даже тогда, когда в окружающем тебя мире ничего человеческого уже не осталось. Это - глубинный уровень национальных архетипов, неизменный в своей природе. Он не зависит ни от исторической эпохи, которую в тот или иной конкретный момент переживает российское общество, ни от уровня материального благосостояния. Многочисленные социологические опросы - тому яркое подтверждение.

Выбирая протестные формы социального самовыражения, представители российского бизнеса тем самым отказываются и от принятых в отечественном обществе норм и ценностей, т. е. отказываются от привилегии и долга быть человеком. Держать свое слово, руководствоваться в своей деятельности интересами страны, помогать близким, защищать слабых, быть верным в дружбе и любви, деньги - не главное в жизни и т. д. - все это переворачивается в протестном сознании с ног на голову, приобретая противоположные черты и качества. Нужно быть не рабом, а хозяином своего слова (захочу - дам слово, захочу - заберу его назад); думать надо только о себе, об интересах страны пекутся только дураки; близкие - это обуза, их надо использовать в качестве источника дохода; сильный - это тот, кто бьет слабых; никому нельзя верить, только недоумки верны в любви и в дружбе; главное в жизни - это деньги любой ценой и т. д. Так возникает до боли знакомое многим из нас лицо современного российского бизнеса, значительная часть представителей которого полагают, что быть человеком - это не сила, а слабость.

А разве кто-нибудь хочет быть слабым в этом жестоком мире? Все хотят быть сильными. И это совершенно правильно, поскольку только сильный человек способен действительно совершить что-что стоящее в жизни. Слабому это не по плечу. Казалось бы, что с такой железной логикой не поспоришь. Однако, как говорили в недавние советские времена, "практика - это критерий истины". Для бизнеса такое утверждение - не просто слова. Успех деловой активности предпринимателя в этом виде человеческой деятельности (в отличие от других ее видов) "весом, груб и зрим". Его можно посчитать, увидеть и наглядно оценить. И здесь возникает вполне закономерный вопрос: какими достижениями может похвастаться нынешний российский бизнес за годы, прошедшие с начала перестройки?

Где то, чем сегодня могли бы гордиться россияне: новейшие заводы и фабрики; ресурсосберегающие и экологически чистые технологические комплексы; массово внедренные в России производственные циклы, в разы превосходящие мировые аналоги, разработанные в "мозговых центрах" стран-лидеров; процветающие города и целые регионы; общенациональная суперинфраструктура, доступная для всех слоев населения, независимо от места проживания и уровня доходов?

Где эти и многие другие реальные доказательства силы и правоты, на которые так активно претендует российский бизнес, представители которого постоянно обижаются на нелюбовь и недооценку собственной значимости со стороны "неблагодарных" соотечественников? Тех соотечественников, которые раз за разом успешно возрождали страну после опустошительных войн и революций, создавали "прорывные" научные технологии, потрясали весь мир шедеврами музыки и литературы. Об этом знают сегодня во всех странах и на всех континентах. Подвиги россиян золотыми буквами вписаны в страницы мировой истории и останутся там на века. Им нет нужды беспокоиться о признании, о доказательстве собственной значимости и правоты - их дела говорят сами за себя. Это - путь истинной силы. Окажется ли он по плечу нынешним российским бизнесменам - покажет время.

Название документа