Организация реализует оборудование, бывшее в эксплуатации, по остаточной стоимости. С этой целью в ряде СМИ были даны объявления о продаже. Размещение указанных объявлений производится на платной основе, расходы подтверждены соответствующими документами. Имеет ли организация право учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы, связанные с размещением объявлений в СМИ?

Ответ: При реализации организацией оборудования по остаточной стоимости стоимость размещения объявлений о продаже в целях исчисления налога на прибыль признается убытком, который учитывается в составе прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования оборудования и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Обоснование: В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

С одной стороны, стоимость объявлений в СМИ можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, и учесть их при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

С другой стороны, порядок определения расходов при реализации товаров регламентируется ст. 268 НК РФ. В частности, если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации стоимость объявлений о продаже оборудования относится к расходам, связанным с реализацией оборудования. Поскольку оборудование реализуется по остаточной стоимости, то выручка от реализации оборудования будет меньше остаточной стоимости амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, на стоимость размещения объявлений в СМИ. Полученный убыток необходимо учесть по правилам п. 3 ст. 268 НК РФ, а именно равными долями в течение оставшегося срока полезного использования реализуемого оборудования.

О. В.Егорова

ООО "ПРАВО-Конструкция"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

24.10.2012