Организация для целей исчисления налога на прибыль производит перенос убытков прошлых лет (7-летней давности) на текущий период (2012 г.). Обязана ли организация хранить первичные документы для подтверждения объема понесенного в прошлом убытка?
Ответ: Организация, которая для целей исчисления налога на прибыль осуществляет перенос убытков прошлых лет, обязана хранить первичные документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. При этом налоговые регистры, налоговые декларации не являются достаточными доказательствами несения затрат, повлекших формирование убытка в прошлом.
Обоснование: Пунктом 1 ст. 283 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль текущего налогового периода на всю сумму или на часть суммы полученного в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абз. 2 настоящего пункта (п. 2 ст. 283 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 283 НК РФ, если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
В соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Однако в НК РФ не установлено, какими именно документами необходимо подтверждать объем понесенного убытка.
Убыток может образоваться, когда понесенные расходы превышают объем полученных доходов (п. 8 ст. 274 НК РФ).
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлен порядок оформления расходов:
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (п. 5 ст. 8 Закона N 129-ФЗ);
- все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
ВАС РФ установил, что в случае отражения в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов порядок, установленный п. 4 ст. 283 НК РФ, нельзя признать соблюденным. Налоговые регистры, налоговые декларации не могут быть признаны достаточными доказательствами несения затрат, влекущих формирование убытка. Поскольку возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать их правомерность и обоснованность, при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несет риск неблагоприятных налоговых последствий (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 N 3546/12 по делу N А40-9620/11-140-41). Президиум ВАС РФ признал правомерными требования налогового органа о доначислении налога на прибыль и начислении пени.
Таким образом, организация, которая для целей исчисления налога на прибыль осуществляет перенос убытков прошлых лет, обязана хранить первичные документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Данный вывод также следует из разъяснений Минфина России (см. Письмо Минфина России от 25.05.2012 N 03-03-06/1/278).
Л. Н.Филенко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
24.10.2012