Индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов и УСН в отношении остальных видов своей деятельности

При каких обстоятельствах доходы, полученные от перевозки грузов, могут быть приняты налоговыми органами как доходы от деятельности, подлежащей налогообложению по упрощенной системе?

Ответ: Если индивидуальный предприниматель применяет ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов и УСН в отношении остальных видов своей деятельности, то доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, могут быть не признаны налоговыми органами таковыми при отсутствии первичных документов, призванных для оформления именно перевозки грузов, а также при оформлении такой перевозки другими первичными документами, для этого не предназначенными.

Обоснование: Действительно, при совмещении предпринимателем или организацией двух указанных специальных налоговых режимов зачастую возникают спорные вопросы, связанные с раздельным учетом доходов и расходов.

Во-первых, следует отметить, что согласно п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Далее, согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Также в ст. 785 ГК РФ упоминается, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Отсюда можно заключить, что одним из первичных документов, доказывающих факт осуществления именно перевозки груза, является транспортная накладная.

Об этом же говорится в ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Форма транспортной накладной, действующая в настоящее время, установлена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

Необходимо также обратить внимание, что в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т.

Таким образом, имеют право на существование два первичных документа, оформление которых свидетельствует о факте перевозки груза, а следовательно, и о правомерности отнесения доходов от такой деятельности на счет доходов по деятельности на ЕНВД. Ведь ключевым моментом в данном вопросе является именно доказательство того, что доходы были получены от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, а не иной, находящейся на упрощенной системе.

Разумеется, процесс перевозки грузов сопровождается оформлением и других первичных документов, таких как договоры, акты выполненных работ, счета, путевые листы, товарные накладные и другие. Но хозяйственные операции, подлежащие подтверждению определенными (установленными законом) документами, не могут считаться подтвержденными иными документами. А потому, чтобы не спорить с налоговыми органами по вопросу отнесения доходов к той или иной системе налогообложения, следует ответственно подойти к списку необходимой первичной документации при осуществлении предпринимательской деятельности.

В данной ситуации индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, подлежащую налогообложению и ЕНВД, и по упрощенной системе налогообложения, поэтому особенно важно разделить доходы и соответствующим образом обосновать их разделение. Ведь, как известно, при упрощенной системе налогообложения не допускается превышение определенного лимита доходов, в противном случае можно лишиться права ее применения.

Данный вопрос нашел отражение и в судебной практике. Примером может послужить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2012 N А05-3533/2011.

Г. Н.Афиногенова

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

24.10.2012