Имеет ли право коммерческая организация (организатор негосударственной лотереи) при проведении негосударственных лотерей, проводимых с разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, использовать льготу по освобождению от уплаты НДС, предусмотренную пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ? Или указанная льгота применяется исключительно при проведении государственных лотерей, организатором которых является Российская Федерация или субъект Российской Федерации?
Ответ: Коммерческая организация (организатор негосударственной лотереи) при проведении негосударственных лотерей, проводимых с разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, вправе использовать льготу по освобождению от уплаты НДС, предусмотренную пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, поскольку данная норма не содержит положений, прямо предусматривающих применение рассматриваемой льготы исключительно для государственных лотерей.
Обоснование: Согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) организатором лотереи признаются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
При этом на основании п. 7 ст. 2 Закона N 138-ФЗ под организацией лотереи понимается осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
Проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (п. 8 ст. 2 Закона N 138-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную.
При этом организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо.
На основании ч. 1 ст. 6 Закона N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.06.2012 N 15474/11 по делу N А07-19656/2010 поддержал довод суда кассационной инстанции о том, что пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит положений, прямо исключающих применение рассматриваемой льготы для негосударственных лотерей, указание в данной норме на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, означает, что эта льгота применяется в отношении как государственных и муниципальных лотерей, так и негосударственных лотерей, проводимых в порядке, установленном ст. 6 Закона N 138-ФЗ, на основании разрешения, выдаваемого заявителю - юридическому лицу соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.
В итоге Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что операции по проведению негосударственных лотерей (за исключением стимулирующей лотереи) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Указанный вывод подтверждается также в Постановлении ФАС Уральского округа от 23.12.2011 N Ф09-8106/11 по делу N А07-2249/11.
П. Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
23.10.2012